Алгоритм проведения замены барабана сцепления
Для бесперебойного использования бензопилы необходимо регулярный технический осмотр.
При осуществлении замены барабана сцепления следует использовать для установки только строго определенный тип конструктивного элемента устройства. При проведении замены барабана следует одновременно менять подшипники элемента конструкции.
Для проведения ремонтных работ следует приобрести специальный ремонтный комплект, который в своем составе содержит ведущую звездочку и подшипник. После приобретения ремонтного комплекта следует подготовить требуемые для ремонта материалы и инструменты. Основные инструменты, которые потребуются при проведении ремонта являются следующие:
- универсальный ключ, который поставляется в комплекте с бензопилой;
- стопор поршня, может быть изготовлен из пластика или металла;
- спецсъемник центробежного механизма или барабана сцепления.
Процедура проведения работ состоит из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои особенности в зависимости от конструктивных особенностей бензопилы, но схема и последовательность работ является одинаковой для любой модели агрегата.
Последовательность проведения ремонтных работ
На первом этапе проводится демонтаж гарнитуры пилы, снимается крышка направляющей шины. После снятия крышки проводится демонтаж направляющей шины и пильной цепи. Откручивание гаек крепления осуществляется при помощи универсального ключа, который входит в комплект поставки агрегата.
После снятия пильной цепи и направляющей шины осуществляется демонтаж воздушного фильтра. Затем проводится демонтаж свечи зажигания. На место демонтированной свечи устанавливается подготовленный заранее стопор поршня двигателя. Стопор позволяет зафиксировать положение поршня в цилиндре и предотвратить проворачивание коленвала. Снимать муфту сцепления следует при помощи спецсъемника, установленного в разъем универсального ключа. Все действия следует осуществлять по часовой стрелке.
После удаления муфты сцепления открывается подход к внутренним деталям устройства, то есть после снятия муфты можно снять звездочку.
После снятия барабана сцепления проводится, в зависимости от его вида, осмотр и проверка венца и звездочки. В зависимости от конструкции этого узла проводится замена износившихся элементов конструкции
При проведении ремонта особое внимание следует уделить пружинам центробежного механизма и его кулачкам. При обнаружении износа следует провести их замену. В случае, если комплектующие не вызывают нареканий, все элементы конструкции устанавливаются на бензопилу в обратном порядке
В первую очередь следует выкрутить стопор поршня и вытащить шнур стартера, после этого стопор поршня устанавливается на место. Эта сложная последовательность операций дает возможность зажать центробежный механизм на коленвалу агрегата. Сцепление устанавливается на место и зажимается при помощи универсального ключа, имеющегося в комплекте бензопилы. Зажимание при помощи ключа следует проводить против часовой стрелки
В случае, если комплектующие не вызывают нареканий, все элементы конструкции устанавливаются на бензопилу в обратном порядке. В первую очередь следует выкрутить стопор поршня и вытащить шнур стартера, после этого стопор поршня устанавливается на место. Эта сложная последовательность операций дает возможность зажать центробежный механизм на коленвалу агрегата. Сцепление устанавливается на место и зажимается при помощи универсального ключа, имеющегося в комплекте бензопилы. Зажимание при помощи ключа следует проводить против часовой стрелки.
Последним этапом проведения ремонтных работ является установка оставшихся элементов конструкции устройства.
При проведении замены звездочки, все работы должны проводиться аккуратно и с осторожностью. Все ремонтные работы должны проводиться с использованием специальных инструментов, в противном случае можно вывести из строя центробежный механизм или пильную цепь. Читать также: Отзывы мотоблок нева какой двигатель лучше
Читать также: Отзывы мотоблок нева какой двигатель лучше
Советы: как снять звездочку с бензопилы
- Особенности барабана сцепления в бензопилах
- Метод проведения подмены барабана сцепления
Многие инструменты нуждаются в постоянной подмене расходных частей. Касается это и пил. Вот поэтому вопрос о том, как снять звездочку с бензопилы, которую еще нередко именуют диском сцепления либо центробежного механизма, очень животрепещущ у домашних мастеров. В связи с этим нужно разглядеть, что именуется звездочкой и для каких целей она нужна.
Барабан сцепления, именуемый звездочкой, является неотъемлимой частью бензопилы.
Ремонт системы подачи масла
При отсутствии подачи масла для смазки цепи, необходимо провести диагностику всей системы и определить причину, по которой масло не подается. Основных причин может быть несколько:
- Засор масляного фильтра или масленой системы;
- Отсутствие резьбы на червячной передаче маслонасоса;
- Засор или неисправность самого насоса;
- Разгерметизация масляной системы (на днище бензопилы будут иметься подтеки масла).
Для проверки резьбы на червячном приводе маслонасоса, потребуется снять ведущую звездочку бензопилы и раскрутить сцепление. Для этого выкручивается свеча зажигания и на её место устанавливается стопор поршня, тем самым обеспечивается надежная фиксация коленчатого вала инструмента от проворачивания.
Далее снимается крышка со стороны шины бензопилы Штиль 180, и при помощи отвертки удаляется стопорное кольцо, удерживающее ведущую звездочку, после чего снимается сама звездочка.
Сцепление раскручивается при помощи головки на 19 и воротка. Раскручивать сцепление необходимо по часовой стрелке, т. к. резьба левая. За сцеплением установлена отражающая пластина, её тоже необходимо удалить. Следующая деталь, это червячный привод масляного насоса. Осмотрев и обнаружив отсутствие пластиковой резьбы, можно смело выкидывать деталь и устанавливать вместо нее новую т. к. её восстановление невозможно. Сборка бензопилы Штиль 180 проводится в обратной последовательности.
В случае если шестерня в нормальном состоянии, продолжается разборка пилы, для этого с амортизаторов вынимаются штопора, раскручивается задняя рукоятка и отсоединяется тяга управления дроссельной заслонкой, после чего блок рукояток снимается с амортизаторов при помощи мощной шлицевой отвертки.
Снять рукоятки необходимо для обеспечения доступа к днищу в месте установки масляного насоса.
На следующем этапе масляный шланг, идущий от масляного бака, вынимается из посадочного места на корпусе и магистраль проверяется на засор при помощи подачи воздуха через масляный шланг в корпус маслобака. При обнаружении засора его необходимо прочистить, если сделать это невозможно неисправный шланг необходимо заменить.
Далее масляный насос, вынимается из корпуса бензопилы Штиль 180 и промывается в бензине.
После ремонта, сборку бензопилы Stihl 180 проводим в обратной последовательности. Важным моментом является герметизация масляного шланга в месте установки, в посадочное место на корпусе. Необходимо промыть шланг и отверстие для его установки бензином, после чего продуть сжатым воздухом до полного высыхания и обмазать уплотнительным маслостойким герметиком, после чего установить на место.
Соблюдение инструкции – основа длительной работы механизма
К хоть какому инструменту, тем паче сложному, как бензопила Штиль 180 прилагается аннотация по эксплуатации. До того как произвести 1-ый пуск, нужно изучить техническое управление. Это тем паче животрепещуще, если у вас уже есть опыт работы с пилой «Дружба». Другая сборка, система натяжения цепи, условия пуска и регулировки инструмента требуют подготовительного знакомства. На форумах есть сообщения, что пильщик залил свечу при первом пуске – неоднократно тянул стартёр, необходимо:
- перевести рычаг в последнее положение;
- потянуть стартёр медлительно – 2 раза;
- потянуть пару раз резко и стремительно.
Замена барабана сцепления с звездочкой
Все современные бензопилы оснащены устройством цепного тормоза и в большинстве моделей его работа осуществляется посредством ленты, находящейся на крышке шины и цепи, огибающей барабан сцепления.
Центробежное сцепление бензопилы
При включенном цепном тормозе и нажатии на курок газа диск сцепления продолжает вращаться, а барабан зажимается лентой тормоза. Если вовремя не выключит тормоз, а продолжит нажимать на курок газа, крышка шины и цепи начнут плавиться, а барабан сцепления может лопнуть.
Для замены барабана сцепления необходимо:
- Снять крышку воздушного фильтра;
- Застопорить двигатель и выкрутить гайки;
- Вытащить диск сцепления;
- Застопорить двигатель;
- Установить новый диск, прижать шайбу и гайку.
Существуют ли способы продлить ресурс существующей звездочки?
Основные способы продлить рабочий ресурс ведущей звездочки бензопилы:
- использовать несколько цепей (желательно — три). Такой способ самый щадящий и удобен для владельца бензопилы тем, что не нужно постоянно подтягивать изношенную интенсивной работой цепь. Эксплуатация поочередно трех цепей позволит сохранить ресурс звездочки и отсрочить ее замену;
- качественное техническое обслуживание подшипника ведущей звездочки. Эта деталь играет важную роль в функционировании как приводной звездочки, так и двигателя. Для смазки рекомендуется использовать специальный смазочный материал. Подшипник звездочки задействуется не постоянно, а только на холостых оборотах, поэтому нуждается в периодическом смазывании. Можно использовать смазку для носа шины, например, стандартную смазку от Repsol или Husqvarna.
Снятие и замена муфты своими руками по инструкции
О том, как снять сцепление на бензопиле, знают далеко не многие пильщики. Конструктивное исполнение механизмов на разных моделях бензопил отличаются, но принцип работы везде одинаковый. Процедура демонтажа также практически идентична, поэтому далее рассмотрим, как открутить муфту на бензопиле с внутренним расположением звездочки.
Первоначально понадобится подготовить необходимые инструменты:
- Специальный ключ, который называется съемником. Он зачастую поставляется вместе с бензопилой
- Отвертка для вывинчивания винтов, которыми крепится защитный кожух
- Свечной ключ — используется для вывинчивания крепления кожуха и шины (идет в комплекте с инструментом)
- Веревка — для того, чтобы застопорить коленчатый вал. Лучше использовать асбестовую, но для этой цели подойдет любая. Веревка используется на тот случай, если в комплекте к инструменту не прилагается специальный стопорящий ключ для поршня
Если демонтаж выполняется с целью замены, то соответственно понадобится заранее подготовить новый механизм. При покупке новой муфты нужно только знать точную марку бензопилы, так как устройства отличаются по наружному диаметру, резьбе и конструкции рабочего механизма. Инструкция, как снять муфту сцепления на бензопиле имеет следующий вид:
- Первоначально необходимо выкрутить крепежные гайки кожуха и шины
- Снять кожух с ручным тормозом, а также цепь и шину
- После этого переходим к снятию пластиковой крышки, чтобы добраться до свечи зажигания. Для этого отверткой вывинчиваются крепежные элементы, и демонтируется крышка вместе с воздушным фильтром
- Вывинчивается свеча зажигания бензопилы при помощи свечного ключа
- В свечное отверстие цилиндра нужно просунуть веревку (установить специальный ключ при его наличии). Это делается для того, чтобы застопорить коленчатый вал. Если диаметр веревки в несколько раз меньше размера свечного отверстия, можно на ней сделать узлы
- Далее приступаем к вывинчиванию самой муфты. Для этого берем специальный ключ, который должен быть в комплекте. Если ключа нет, то можно воспользоваться инструментом от УШМ или сделать самостоятельный съемник, что также не составит труда
- Шлицы ключа необходимо установить в отверстия муфты, после чего приступить к вращению детали. Вращать необходимо в направлении по часовой стрелке. Обычно производители указывают направления для откручивания в виде стрелочки
- При вращении муфты поршень достигнет верхней мертвой точки, после чего застопорит коленчатый вал. Далее приложив небольшое усилие, произойдет срывание сцепления с последующим выкручиванием механизма
- Выкрученная муфта демонтируется с бензопилы. При необходимости также извлекается барабан со звездочкой
Процедура вовсе не трудная, и занимает не много времени. Сборка выполняется в порядке обратном снятию. Во избежание каких-либо неисправностей, рекомендуется устанавливать полностью идентичное сцепление на соответствующую модель инструмента.
Это интересно! Аналогичным образом выполняется процедура снятия и замены сцепления для всех марок бензопил Хускварна, Партнер и другие.
https://youtube.com/watch?v=Bim7K73ZZeE%3F
Процесс снятия и замены
Способ снятия звездочки будет зависеть от конструкции бензопилы. Бензопилы можно разделить на два вида по расположению ведущей звезды:
- с расположением корзины звездочки ближе к двигателю;
- с расположением корзины ближе к боковой крышке.
В первом случае процесс снятия несколько проще. Для этого нужно всего-навсего отверткой сдернуть стопорное кольцо, после чего звездочка легко вынимается.
Во втором случае сначала придется снять сцепление. Для этого нужно застопорить вал, на котором оно расположено. Это можно сделать двумя способами:
- Либо открутить свечку и закрутить вместо нее специальный стопор поршня, который бы препятствовал движению последнего.
- Либо со стороны стартера просунуть в одно из имеющихся отверстий подходящие ключ или отвертку, чтобы застопорить имеющуюся там крыльчатку. Правда этот способ опасен тем, что зачастую звездочка затянута достаточно сильно, из-за чего скорее получается сломать лопасти крыльчатки, чем открутить звезду. Поэтому если у вас нет стопора из предыдущего способа, то воспользуйтесь народным способом из следующего пункта.
- Народный способ заключается в том, что вместо специального стопора можно в камеру сгорания через отверстие, куда заворачивается свеча, запихать кусок ткани, оставив ее часть снаружи, чтобы потом можно было вытянуть. Ткань займет все пространство внутри и не даст поршню двигаться вверх, из-за чего вал застопорится. При этом из-за того, что ткань сама по себе мягкая, никаких повреждений стенкам цилиндра она не нанесет.
После того, как вал застопорен, можно открутить сцепление. Использовать нужно либо специальный съемник,
либо можно обойтись подходящим рожковым ключом, вставив его в имеющиеся на сцеплении углубления. Откручивание производится по часовой стрелке, так как резьба на валу левая.
Открутив сцепление, вы теперь легко снимете и звездочку.
Установку новых запчастей нужно производить в обратной последовательности.
Как видите, ничего сложного — справится сможет каждый.
Особенности эксплуатации бензопилы
Бензиновая пила имеет конструкцию в виде классического механизма, который приводится в действие двигателем с внутренним сгоранием. Устройство конструкции инструмента предусматривает использование самого простого одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя, работающего на бензиновой основе. Ввиду простоты подобных двигателей и конструкционных особенностей бензиновой пилы, данный агрегат представляет собой безотказное и надежное приспособление, которое выдерживает тяжелые эксплуатационные условия.
При работе с бензопилой оператору не требуются специальные знания или умения. Единственное условие для длительной и бесперебойной эксплуатации оборудования — это регулярный технический осмотр и обслуживание инструмента. При использовании устройства необходимо на регулярной основе заменять изношенные узлы. Чтобы уменьшить износ приспособления необходимо тщательно следить за тем, чтобы хорошо была смазана пильная цепь, контролировать степень износа самой цепи и ведущей звездочки.
Перед проведением ремонта бензиновой пилы, следует детально разобраться в ее конструкции. Для замены какого-либо основного конструкционного элемента, например, ведущей звездочки необходимо ознакомиться с механизмом взаимодействия сцеплений на агрегате.
Конструкция ведущей звездочки бензопилы
В конструкции бензопилы имеется не только ведущая, но и ведомая звездочка. Ведущая звездочка бензопилы находится в конструкции инструмента, а ведомая расположена на конце шины. Предназначение ведомого устройства заключается в выравнивании натяжения и направления перемещения цепного устройства.
Ведомая звезда на шине инструмента
Ведущие устройства бывают цельными и сборными. Цельные изделия состоят из ступицы с напрессованным зубчатым венцом. При замене демонтируется весь механизм в сборе, так как зубчатая конструкция является неразъемной. С завода цельными шестернями оснащаются бензопилы многих известных марок.
Как выглядит цельная шестерня на бензопиле
Разборные изделия являются более совершенными, так как процесс их замены упрощается посредством простейшей конструкции механизма. Меняется только один венец, стоимость которого в 2 раза меньше, чем сборной механизм. Определить соответствующий износ зубьев шестерни можно по следующим признакам:
- Наличие больших радиусов в местах перехода зубьев
- Неравномерная ширина зуба
- Обнаружение сколов и стружки металла на верхней части зубьев
- Задиры и риски на внутренней поверхности отверстий в ступице
- При запуске инструмента обнаруживается подклинивание цепи
При износе ведущего устройства нужно обязательно произвести его замену. Сделать это можно самостоятельно, для чего первоначально разбирается инструмент, и определяется вариант установленного устройства. Если даже на инструменте установлена неразборная шестерня, то вместо нее можно установить сборной механизм, что является более рациональным.
Разборной тип шестерни для бензопилы
Различают две разновидности установки ведущих звезд на бензопилах. Первый способ предусматривает расположение шестерни с наружной стороны. Такие конструкции являются наиболее распространенными на бензопилах марки Stihl. Конструкция такого устройства отображена на фото ниже.
Изделие неразборного типа на инструменте
Второй вариант присущ для инструментов китайского происхождения. Зубья шестерни располагаются не с внешней, а с внутренней стороны, то есть, устройство расположено наоборот.
Конструкция звезды на китайской бензопиле
В зависимости от конструкции инструмента, будет отличаться процесс демонтажа рассматриваемых изделий.
Это интересно! Чтобы продлить срок службы ведущей шестерни бензопилы, нужно обязательно пройти обкатку инструмента, и при работе не перегружать его, что зависит от предназначения (бытовая, полупрофессиональная или профессиональная). Бытовым инструментом можно спилить дерево, однако пила для этого не предназначена, и частое ее применение с перегрузками приведет к износу составных деталей.
Существуют ли способы продлить ресурс существующей звездочки?
Основные способы продлить рабочий ресурс ведущей звездочки бензопилы:
- использовать несколько цепей (желательно — три). Такой способ самый щадящий и удобен для владельца бензопилы тем, что не нужно постоянно подтягивать изношенную интенсивной работой цепь. Эксплуатация поочередно трех цепей позволит сохранить ресурс звездочки и отсрочить ее замену;
- качественное техническое обслуживание подшипника ведущей звездочки. Эта деталь играет важную роль в функционировании как приводной звездочки, так и двигателя. Для смазки рекомендуется использовать специальный смазочный материал. Подшипник звездочки задействуется не постоянно, а только на холостых оборотах, поэтому нуждается в периодическом смазывании. Можно использовать смазку для носа шины, например, стандартную смазку от Repsol или Husqvarna.
Конструктивные особенности ведущих звёздочек
Любой производитель в инструкции по эксплуатации указывает шаг зубьев. Учитывая то, что на пильной шине установлена ещё и ведомая звёздочка (предназначенная для создания необходимого натяжения), шаг там и там должен быть одинаковым.
Ведущие звёздочки бензопил могут быть цельными и сборными. В первом случае звёздочка включает в себя ступицу, на которую напрессован зубчатый венец. Именно таким образом устроены детали в бензопилах Чемпион. Снимать при замене следует изделие полностью, поскольку в домашних условиях соблюсти значение натяга, заданного на предприятии-производителе практически невозможно. Да и приобрести венец отдельно – тоже проблема.
В бензопилах от Штиль или Хускварна сменный венец находится непосредственно на валу барабана, а потому его замена никаких сложностей не представляет.
Износ зубьев устанавливается по следующим признакам:
- В местах перехода от зуба к впадине имеются хорошо заметные радиусы.
- Ширина зуба неравномерная по высоте.
- На вершине зуба наблюдаются сколы металла.
- На внутренней поверхности отверстия в ступице имеются многочисленные задиры и риски (следствие плохой смазки).
- На звёздочке заметна канавка от пильной шины (менять необходимо и цепь).
- Цепь в начальный момент пуска заклинивает.
При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов ведущая звёздочка подлежит замене.
Перед началом работ (особенно, если бензопила проработала сравнительно немного) стоит проверить крепление пильной шины. Отошёл винт-натяжитель или отвинтились гайки крепления – направитель уже несоосен продольной линии пильного полотна. Он начинает контактировать не с центром, а с периферией зубьев ведущей звёздочки, провоцируя их интенсивный износ. После затяжки указанных элементов проверяют работу бензопилы: если люфт не устраняется, то звёздочку придётся менять.
Основные неполадки цепи бензопилы
Пользователи бензопил нередко сталкиваются с проблемой натяжения пильной цепи. Она либо самопроизвольно ослабевает, либо растягивается и слетает. Как правило, данные неприятности вызываются поломками агрегата. Поэтому прежде чем приступить к процедуре натяжки цепных звеньев, следует проверить и устранить возможные причины, которые могут привести к нарушению регулировки.
Причинами того, что цепь на бензопиле растягивается, могут быть большие нагрузки или недостаточное поступление смазки на шину. Из-за этого пила перегревается, металл расширяется, увеличиваются размеры пильного элемента, и он слетает с шины. Поступление масла может нарушиться при поломке насоса, засорении каналов, обрыве масляного шланга.
Если вы поменяли цепь на бензопиле на новую, то будьте готовы к тому, что в период обкатки она будет немного растягиваться. Необходимо лишь вовремя проверять натяжение, чтобы элемент не слетел с шины.
При износе ведомой или ведущей звездочки снижается эффективность сцепления со звеньями цепи, вследствие чего пильный элемент слетает. В таком случае придется открутить привод цепи и поменять звездочку. Также пильное полотно агрегата может слетать по причине его растяжения или деформации шины.
Если на вашей бензопиле ослабевает цепь, то вызывать данную неисправность может вышедший из строя механизм натяжения.
Как заменить шнур стартера
Достаточно часто шнур стартера нуждается в замене, по причине разрыва. Давайте разберемся как его можно заменить, не обращаясь при этом в сервисный центр.
Снять стартер с бензопилы Штиль 180 достаточно просто, даже не снимая блока ручек, для этого потребуется раскрутить винты крепления и снять крышки масляного и топливного баков. После чего немного приподняв и развернув стартер, вынуть его с посадочного места.
Шнур стартера наматывается на специальный барабан, который установлен в корпусе детали. Для замены шнура, нет необходимости снимать барабан, достаточно снять оборванный шнур и намотать новый.
После того как шнур намотан на барабан, необходимо продеть через корпус стартера и установив рукоятку зафиксировать её при помощи нескольких узелков сделанных друг за другом. Далее проверяется рабочий ход стартера, и если все в порядке, деталь устанавливается на место.
Видео, в котором показано как заменить шнур стартера самостоятельно можно посмотреть ниже. Мастер подробно комментирует все этапы замены начиная со снятия стартера и заканчивая установкой.
Как снять звездочку с бензопилы: самостоятельная замена
Сегодня практически каждый житель загородного дома или дачника имеет собственную бензопилу. Без обычной рубки, садоводства и коммунальных работ не обойтись. Спрос на бензопилы не падает, а даже растет, потому что эти устройства не требуют больших знаний и навыков. Единственное, что вам нужно делать регулярно, это проводить технические осмотры.
Как и любой другой инструмент, бензопилы требуют тщательного ухода за собой. Необходимо постоянно проверять подачу масла в цепь, натяжение цепи, работу тормоза, систему зажигания и прочее. К счастью, практически любую проблему можно решить дома самостоятельно.
Решение проблем
Как ни крути, поломки все же случаются
Но важно не просто отремонтировать устройство, но и определить первопричину
Наиболее распространенные проблемы:
- Утечка масла из-за нарушения целостности масляного шланга или его уплотнения в точках крепления.
- Масло не попадает в контур из-за забивания питающих каналов пылью и стружкой.
- Двигатель не запускается и не запускается и сразу останавливается из-за нерегулируемого / неисправного карбюратора, забитого сопла, воздушного фильтра, глушителя.
- Цепи клиновые из-за дефектов звездочки.
- Двигатель имеет коричневый цвет из-за неисправности карбюратора и высокой подачи топлива.
Заменить звездочку на бензопиле
В процессе нормальной работы бензопилы звезда, показанная на фотографии, испытывает большую нагрузку, и поэтому она часто выходит из строя
Звездочка или иным образом барабан сцепления является важной и неотъемлемой частью цепной пилы, которая передает энергию вращения от привода к цепи
Учитывая безопасность приводных звездочек и бензопил, есть два способа работы:
- Использовать только одну цепь
- Используйте две или более цепей по очереди.
В первом случае цепь может контролироваться до полного истирания. Однако есть ряд неудобств. Используя только одну цепь, сложно следить за ее состоянием при интенсивной работе. Удар по гвоздям или другим металлическим деталям заставляет вас редактировать цепочку, но поскольку она одна, работа замедляется.
Во втором случае чередование цепей позволяет равномерно носить звездочку и цепи.
Помимо износа самой звездочки, не стоит забывать и о ее подшипнике, который работает на холостых оборотах. Поэтому очень часто они не обращают на это внимания и забывают смазывать.
Обычно при замене ведущей звездочки они сразу же пытаются заменить и подшипник, и цепь. Это делается путем изменения шага схемы в результате интенсивной работы.