Виды механизмов передачи движения

КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО – это… Что такое КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО?

КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

(Bevel pinion) — зубчатое колесо, зубья которого нарезаны на усеченном конусе. Вершины конусов пары К. З. К. должны совпадать с точкой пересечения их осей. Применяются для передачи вращения под углом между пересекающимися валами.

Самойлов К. И.
Морской словарь. – М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР,
1941

.

  • КОНИ
  • КОННО-МАШИННОЕ СУДНО

Смотреть что такое “КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО” в других словарях:

  • коническое зубчатое колесо — коническое зубчатое колесо; коническое колесо 1. Зубчатое колесо, у которого поверхность выступов коническая 2. Зубчатое колесо, входящее в коническое зубчатое зацепление …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • коническое зубчатое колесо — Зубчатое колесо с конической делительной поверхностью. Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины виды зубчатых колесвиды зубчатых колес и передач …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с круговой линией зубьев — коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями Коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются дуги окружностей. Тематики передачи зубчатые конические Обобщающие термины …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с нулевым углом наклона круговых зубьев — Ндп. коническое зубчатое колесо “Зерол” Коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями, у которого угол наклона в одной из точек делительной средней линии зуба равен нулю. Примечание Различают конические зубчатые колеса с внешним… …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с прямыми зубьями — прямозубое коническое зубчатое колесо Коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются прямые, проходящие через его вершину. Тематики передачи зубчатые конические… …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с прямыми зубьями кругового профиля — Ндп. коническое зубчатое колесо Ривасайкл Коническое зубчатое колесо с приближенно круговым торцовым профилем зубьев, боковые поверхности которых образованы огибанием поверхности инструмента, совершающей плоское движение: вращательное вокруг оси… …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо гипоидной передачи первого рода — гипоидное зубчатое колесо Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины виды зубчатых колесвиды зубчатых колес и передач Синонимы гипоидное зубчатое колесо …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с криволинейными зубьями — Коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются кривые линии. Тематики передачи зубчатые конические Обобщающие термины виды конических зубчатых колес и передач …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями, образованными сферой — Коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями, теоретические поверхности которых образованы в станочном зацеплении сферической производящей поверхностью. Тематики передачи зубчатые конические Обобщающие термины виды конических… …   Справочник технического переводчика

  • коническое зубчатое колесо с тангенциальными зубьями — Коническое зубчатое колесо, теоретическими линиями зубьев которого на развертке делительного конуса являются прямые, касательные к концентрической окружности. Тематики передачи зубчатые конические Обобщающие термины виды… …   Справочник технического переводчика

Фрикционные передачи

Передачи, в которых кинематическое движение от одного вала к другому сообщается благодаря трению между рабочими поверхностями вращающихся катков или дисков, называют фрикционными.

Составными частями любой фрикционной передачи являются два катка (колеса), из которых одно является ведущим, а второе – ведомым. Своими внешними поверхностями они прижаты друг к другу. Если ведущее колесо (каток) вращается, то за счет силы трения оно приводит в движение колесо (каток) ведомое.

Как любая другая механическая передача, фрикционная характеризуется таким показателем, как передаточное число. Оно представляет собой соотношение тех угловых скоростей, которые имеют ведущий и ведомый валы.

В отличие от многих других видов передач (например, зубчатых) этот показатель по определению не может быть постоянным, поскольку соприкасающиеся поверхности трансмиссии при определенных условиях неизбежно «проскальзывают» друг относительно друга, и поэтому передача движения на некоторое, пусть и непродолжительное, время прекращается. Как правило, проскальзывание возникает тогда, когда имеет место быть повышенная нагрузка на фрикционную передачу.

По критерию передаточного числа специалисты различают фрикционные передачи, у которых оно имеет условно постоянное значение и значение переменное. К первому типу относятся те, которые состоят из валов с параллельными пересекающимися осями, а ко второму – вариаторы, причем как с промежуточным звеном, так и без него.

Еще одна техническая классификация фрикционных передач подразумевает их деление на закрытые и открытые.

Характерной особенностью первых является то, что они работают в смазочной жидкости, а вторых – в том, что без нее.

Фрикционные передачи открытого типа проще по своей конструкции, прижимное усилие их катков ниже, а коэффициент трения, напротив, – выше. За счет наличия смазки закрытые фрикционные передачи более долговечны и менее опасны.

Фрикционные передачи в технике распространены достаточно широко. Их используют в приводных механизмах ленточных конвейеров, металлорежущих станках, литейных и сварочных машинах.

Достоинства и недостатки фрикционных передач

У фрикционных передач есть целый ряд достоинств, которыми они обязаны своим довольно широким применением. Они просты по своей конструкции, во время работы издают мало шума.

С их помощью удается достичь равномерности вращения колес (катков) при их невысокой стоимости.

Есть у фрикционных передач и некоторые недостатки. Они обладают сравнительно низким коэффициентом полезного действия, и при этом нагрузки на подшипники валы оказываются весьма серьезными. При использовании фрикционных передач практически невозможно обеспечить строго постоянное передаточное число, а рабочие поверхности колес (катков) подвержены ускоренному износу.

Типы фрикционных передач

В зависимости от того, какие именно задачи решают фрикционные передачи, в каждом конкретном случае используются различные их типы. Конструктивно эти трансмиссии подразделяются на цилиндрические и конические.

Цилиндрические фрикционные передачи характеризуются тем, что их основными частями являются такие детали вращения, как катки. В них передача крутящего момента осуществляется за счет силы трения, возникающей между рабочим поверхностями ведущего и ведомого колес, имеющих цилиндрическую форму.

Основными компонентами конических передач являются ведущий и ведомый усеченные конусы. Их соприкосновение происходит по конической поверхности, причем при увеличении давления одного катка на другой растет сила трения между ними.

Одним из устройств, в которых используются фрикционные передачи, вариаторы. Они бывают конусными, лобовыми, торовыми, причем передаточное отношение в них может плавно изменяться в некотором диапазоне.

Параметры зубчатой передачи

Для того чтобы шестерни входили в зацепление и эффективно передавали движение, необходимо, чтобы зубья точно совпадали между собой по профилю. Регламентированы основные параметры, используемые при расчете:

  • Диаметр начальной окружности.
  • Шаг зацепления — расстояние между соседними зубцами, определенное вдоль линии начальной окружности.
  • Модуль. – Отношение шага к константе π. Шестерни с равным модулем всегда входят в зацепление, независимо от количества зубцов. Стандартом предписывается допустимый ряд значение модулей. Через модуль выражаются все основные параметры шестерни.
  • Высота зуба.

Параметры зубчатого движения

Важными параметрами также являются высота головки и основания зуба, диаметр окружности выступов, угол контура и другие.

Силы в зацеплении конической передачи

ЛЕКЦИЯ 4

Конические зубчатые передачи

Коническая передача состоит из двух конических зубчатых колес (рис.1) и служит для передачи крутящего момента между валами с пересекающимися осями под углом . Наиболее распространена в машиностроении коническая передача с углом между осями =900 (рис. 1), но могут быть передачи и с 900 . Конические зубчатые передачи по сравнению с цилиндрическими имеют большую массу и габариты, сложнее в изготовлении и монтаже, так как требуют точной фиксации осевого положения зубчатых колес.

Колеса конических передач выполняют с прямыми (рис.2, а),

косыми (рис.2,б), круговыми зубьями (рис.2,в). При окружных скоростях до 2… 3 м/с

применяют конические колеса с прямыми зубьями, при больших скоростях используют колеса с круговыми зубьями, которые обеспечивают более плавное зацепление и имеют большую нагрузочную способность и проще в изготовлении.

а). б). в).

Рис.1. Коническая передача Рис.2. Конические колеса

Геометрические параметры конического зубчатого колеса

Для конических колес различают размеры средние, внешние и внутренние (рис.3).

Размеры, относящиеся к внешнему торцовому сечению, сопровождают индексом е. Размеры в среднем сечении сопровождают индексом m.

Размеры по внешнему торцу удобнее для измерения, их указывают на чертежах. Размеры в среднем сечении используют при силовых расчетах.

Рис.3. Геометрические параметры конического зубчатого колеса

Основные геометрические параметры конической прямозубой передачи

Геометрические параметрыОбозначение Расчетная формула
1Число зубьев шестерни и колеса
2Углы делительного конуса шестерни и колеса,
3Внешнийокружной модуль meВыбирают из стандартного ряда. Округление модуля me до стандартного значения не является обязательным требованием
4Средний окружной модуль
5Делительные диаметры: средний и внешний,
6Внешнее конусное расстояние
7Среднее конусное расстояние
6Диаметр окружности вершин зубьев
7Диаметр окружности впадин зубьев
8Ширина зубчатого венца
9Высота зубаhe = 2,2×me
10Высота головки зубаhае = me
11Высота ножки зубаhfe = 1,2×me

Передаточное отношение конической передачи: . (1)

Проектный расчет конической передачи

Основной задачей проектного расчета конической передачи является определение внешнего делительного диаметра колеса.

Последовательность проектного расчета закрытой передачи

1. Определить передаточное отношение u. Номинальные значения передаточных отношений (от u = 1 до u = 6,3) и углы делительных конусов шестерни и колеса и .

2. В зависимости от условий работы передачи выбрать материалы колес, назначить термическую обработку и значения твердости рабочих поверхностей зубьев.

3. Определить внешний делительный диаметр колеса из условия контактной прочности:

, (2)

где коэффициент концентрации нагрузки. Принимают 1,1…1,2.

4. Задать число зубьев шестерни z1,

определить число зубьев колесаz2 Число зубьев меньшего колеса рекомендуетсяz1 = 18…30.

5.Рассчитать внешний модуль и средний модуль .

6. Определить числа зубьев эквивалентных колес: zV1

иzV2:zv1 = z1/ cosδ1, zv2 = z2/ cosδ2

и по справочным таблицам — коэффициенты формы зуба шестерниYF1 и колесаYF2. 7. Выбрать коэффициент длины зуба. .

8. Произвести геометрический расчет передачи (см. табл.).

Силы в зацеплении конической передачи

Окружная силаFt,
Радиальная силаFr
Осевая силаFa

В передаче действует сила давления зуба шестерни на зуб колеса. Эта сила для удобства расчетов раскладывается на 3 составляющие: окружная сила Ft,

радиальная силаFrи осевая сила Fa(рис.4). Рис.4. Силы в конической передаче

Каковы преимущества выбора рифленого приводного ремня?

Ребристый приводной ремень марки HUTCHINSON

Как указывает его название, рифленый приводной ремень, значительно увеличивает контактную поверхность между шкивом и ремнем за счет ребристой структуры. Он функционирует за счет приклеивая полоски к шкиву. Его моноблочная структура позволяет равномерно распределить натяжение ремня по контактной поверхности шкива.

Преимущества:

  • Широкий диапазон мощности (от 0 до 600 кВт).
  • Высокий срок службы и надежность.
  • Возможно большое передаточное отношение.
  • Стабильность напряжения.
  • Бесшумная передача.

Рифленые ремни — это ремни-аксессуары для автомобилей. Их также можно найти в больших электрических приборах (стиральных машинах, сушилках для белья) или на бетоносмесителях, компрессорах, газонокосилках и т.д.

Основные понятия и определения

В своей деятельности человек создавал технические устройства, облегчающие труд и повышающие его физические возможности. Для приведения в действие этих устройств человек применял силу своих мускулов или преобразовывал и использовал силы природы (воду, ветер).

Так появились машины, которые состоят из привода, преобразующего различные виды энергии в энергию движения, исполнительных механизмов — рабочих органов, выполняющих полезную работу, и механических передач, которые преобразовывают и передают энергию движения от привода машины к рабочим органам для выполнения полезной работы.

Приводом называют совокупность устройств, предназначенных для приведения в движение рабочих органов. По виду источника энергии различают электрический, пневматический, гидравлический и другие приводы.

Рабочее движение машины с электрическим приводом выполняется посредством электричества; с пневматическим приводом — сжатым воздухом, а с гидравлическим приводом — жидкостью под давлением.

Энергия движения в производственной машине передается, как правило, от электродвигателя к рабочим органам через взаимодействующие различные детали, которые преобразовывают вращательное движение электродвигателя в движение рабочих органов по определенной закономерности (вращательное другой частоты, поступательное, качательное, прерывистое и др.). Некоторые из деталей являются неподвижными и обеспечивают возможность взаимодействующим подвижным деталям преобразовывать и изменять механическую энергию и направление ее передачи внутри машины в движения рабочих органов. В некоторых случаях взаимодействующие детали для удобства их рименения и в соответствии с их назначением конструктивно объединяются в cборочные единицы (узлы), представляющие собой отдельные устройства — механизмы.

Механизмы предназначены для передачи энергии с преобразованием механическими передачами скоростей и законов движения и с соответствующим изменением сил и моментов.

Например, в передней бабке токарного станка (рис.2.1, а) размещены шестискоростная коробка скоростей и шпиндель 13, которые приводят во вращение обрабатываемую деталь, закрепляемую в кулачковом патроне шпинделя 13. При выбранной глубине резания и подаче они обеспечивают,  при участии различных механических передач, обработку детали на станке.

Вращение от электродвигателя 1 через ременную передачу 2 и муфту включения 3 передается на вал 5. Блок из трех шестерен 7, 8 и 9, расположенный на валу 5, с помощью реечной передачи связан с рукояткой 17. Этой рукояткой блок шестерен вводится в зацепление с зубчатым колесом 4 (или 10, или 11), жестко закрепленным на валу 6. Колеса 4 и 12 сопряжены соответственно с колесами 15 и 16, которые передают крутящий момент шпинделю через зубчатую муфту 14, соединенную с рукояткой 18. Если муфта передвинута вправо, то шпиндель получает вращение через зубчатое колесо 16, а если влево — через зубчатое колесо 15. Таким образом, коробка скоростей обеспечивает шесть ступеней частоты вращения шпинделя.

Связь шпинделя и суппорта станка для обеспечения оптимального режима резания осуществляется с помощью механизма подач, состоящего из реверсирующего устройства (трензеля) и гитары, которые осуществляют изм нение направления и скорости перемещения суппорта.

Привод этого механизма осуществл ется от коробки скоростей через трензель (рис. 1, б), который состоит из четырех зубчатых колес а, б, в, г, связанных с рукояткой 19 (рис. 1, а), переключением которой осуществляется реверс (т. е. изменение направления вращения) вала 20 (приводного вала суппорта).

Рис. 1. Механизмы: а — коробка скоростей токарного станка, б — трензель

При крайнем нижнем положении рукоятки 19 (положение А) зубчатые колеса а, б, в, г соединены последовательно и направление вращения вала 20 совпадает с направлением вращения шпинделя. При верхнем положении рукоятки 19 (положение В) соединены только зубчатые колеса а, в, г и направление вращения вала 20 изменяется на противоположное. В среднем положении рукоятки 19 (положение Б) зубчатые колеса б и в не соединяются с зубчатым колесом а и вал 20 не вращается.

С помощью гитары устанавливают (настраивают) сменные зубчатые колеса с определенным передаточным отношением, которым задают частоту вращения валу 20 для обеспечения необходимого перемещения суппорта на один оборот шпинделя.

Статическое уравновешивание кривошипно-ползунного механизма

Во время перемещения звеньев механизма с изменяющимися скоростями (ускоренного движения) в них возникают инерционные силы и моменты. Их называют динамическими нагрузками. Такие нагрузки приводят к появлению вибраций, колеблющиеся детали излучают свои колебания в воздух, вызывая воздушный шум.

Динамические нагрузки приводят также к многократным деформациям деталей, их повышенному износу, накоплению усталости материала и преждевременному разрушению.

Шум и вибрация оказывают также негативное влияние на людей и точные механизмы, находящиеся рядом с источником. И, наконец, на возбуждение колебаний и излучение шума тратится энергия, это снижает КПД кривошипно-ползунного механизма.

Причины возникновения вибрации делятся на:

  • силовые, колебания возмущаются периодическим приложением сил к объекту;
  • кинематические, возмущение возникает за счет движения деталей;
  • параметрические, возбуждение происходит за счет сил и моментов инерции.

Виброактивность делится на

  • Внутреннюю, возникающую и распространяющуюся в пределах физических границ кривошипно-ползунного механизма. Она действует только на его детали и мало распространяется вовне.
  • Внешнюю. Она действует на опоры механизма, его связи с другими частями общей конструкции, трансмиссию и далее. Основная причина, вызывающая такую виброактивность — неуравновешенность рычагов и звеньев.

Для устранения причин возникновения вибрации проводят статическое уравновешивание кривошипно-ползунного механизма. Механизм должен находиться в равновесии в состоянии покоя, при этом силы трения полагаются нулевыми.

Для этого вычисляют массы всех звеньев и строят график сил, действующих на них в состоянии покоя, прежде всего сил тяжести. Массы звеньев должны быть уравновешены с учетом длины рычагов (расстояния от центра вращения).

В ходе статического уравновешивания массы звеньев полагаются сосредоточенными в геометрическом центре звена.

Если общий центр масс системы совершает ускоренное движение, механизм считают неуравновешенным. Цель процедуры — достижение нулевого значения ускорения центра масс. Для этого к движущимся частям добавляют уравновешивающие массы, сводящие ускорение к нулю.

После статического уравновешивания наступает этап динамического уравновешивания кривошипно-ползунного механизма. При этом расчеты ведутся уже с учетом реальной пространственной конфигурации деталей.

В ходе производства реального изделия из-за дефектов материала, погрешностей отливки, механообработки и сборки возникают дополнительные разбалансировки звеньев. Для их устранения применяется балансировка кривошипно-ползунного механизма. Она заключается в:

  • определении места дисбаланса с помощью средств вибродиагностики;
  • передвижения и закрепления балансировочных грузов, предусмотренных конструкцией изделия;
  • высверливание, выборка или наплавка необходимых масс материала в рассчитанных местах;
  • повторной вибродиагностике.

Цикл операций повторяется до тех пор, пока подвижные части не будут удовлетворительно уравновешены.

Разновидности механизма

В продаже встречаются самые различные фрикционные храповые механизмы. Они могут применяться для реализации самых различных задач. Среди особенностей проводимой классификации отметим следующие моменты:

  1. Профилированная поверхность часто изготавливается в виде барабана или рейки.
  2. Реечный вариант исполнения встречается крайне редко, так как функциональность устройства существенно снижается. Барабанные фрикционные храповые механизмы встречаются намного чаще по причине компактности и других свойств.
  3. Профиль основы также классифицируется по большому количеству признаков. Чаще всего встречаются радиальные, прямоугольные и пологе варианты исполнения. Радиальные получили широкое распространение, так как они компактные и просты в установке.

В большинстве случаев зуб имеет классическую форму, за счет чего обеспечивается надежность работы.

https://youtube.com/watch?v=GMDe6caao-Q

1.1. Классификация машин по функциональному назначению

Машина

– это устройство, выполняющеемеханические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека.

Если указанные преобразования происходят без непосредственного участия человека, это машина-автомат

В зависимости от основного назначения

различают энергетические, технологические, транспортные и информационные машины.

Энергетические машины

предназначены для преобразования любого вида энергии в механическую и наоборот, например, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, турбины, паровые машины.

Технологические машины

изменяют размеры, форму, свойства или состояния материалов, например, металлообрабатывающие станки, упаковочные машины.

В транспортных машинах

под материалом понимают перемещаемый предмет. Примеры транспортных машин: подъемники, краны, транспортеры, автомобили.

Информационные машины

предназначены для получения и преобразования информации (примером являются механические счетные устройства).

Большинство современных машин создают по схеме на рис.1.1: двигатель (М) — передаточный механизм (ПМ) — исполнительный механизм (ИМ).

Рис. 1.1. Схема машины

Двигатель

приводит машину в движение, например, электродвигатель.

Исполнительный механизм

производит движение, для осуществления которого предназначена машина. Например, схват манипулятора – это исполнительный механизм робота, который может удерживать инструмент (на рис. 1.2 показанрычажный захват ).

Передаточный механизм

служит для преобразования и передачи механического движения от двигателя к исполнительному механизму. Например, на рис. 1.3 показан манипулятор, в основе которогошарнирно-рычажный механизм .

Рис. 1.2. Схема рычажного захвата Рис. 1.3. Манипулятор

Особенности материалов для производства

Для обеспечения надежности конструкции и повышения износостойкости различные детали приводных цепей производят из таких материалов:

  • Пластины. Используются легированные стали либо среднеуглеродистые. Для придания дополнительной прочности сталь подвергают закалке до твердости 30—45 HRC.
  • Ролики, валики, вкладыши. Для их изготовления обычно используют цементированную сталь. Для повышения твердости детали подвергают термообработке для достижения показателя твердости 45—65 HRC.

Для цепей, работающих в специфических либо особо сложных условиях, могут применяться материалы с дополнительным повышением тех или иных параметров в зависимости от сферы использования. Часто используют различные антикоррозионные покрытия и другие варианты повышения эксплуатационных свойств изделия.

Виды механизмов передачи движения

Передачей называют техническое приспособление для передачи того или иного вида движения от одной части механизма к другой. Передача происходит от источника энергии к месту ее потребления или преобразования. Первые передаточные механизмы были разработаны в античном мире и использовались в системах орошения Древнего Египта, Междуречья и Китая. Средневековые механики значительно усовершенствовали устройства, передающие движение, и разработали множество новых видов, используя и в прялках и гончарном деле. Подлинный же расцвет начался в Новое время, с внедрением технологий производства и точной обработки стальных сплавов.

Зубчатые передачи. Их достоинство и недостатки. область применение, классификации.

Зубчатые передачи.

Зубчатая передача — это механизм или часть механизма в состав которого входят зубчатые колёса. Движение пе-редаётся с помощью зацепления пары зубчатых колёс. Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Параметрам шестерни приписывают индекс 1, параметрам колеса – индекс 2.

Достоинства и недостатки зубчатых передач

Достоинства зубчатых передач: • Возможность применения в широком диапазоне скоростей, мощностей и передаточных отношений. • Высокая нагрузочная способность и малые габариты. • Большая долговечность и надёжность работы. • Постоянство передаточного отношения. • Высокий КПД (87-98%). • Простота обслуживания. Недостатки зубчатых передач: • Большая жёсткость не позволяющая компенсировать динамические нагрузки. • Высокие требования к точности изготовления и монтажа. • Шум при больших скоростях.

Классификация зубчатых передач

По передаточному отношению: • с постоянным передаточным отношением; • с переменным передаточным отношением. По форме профиля зубьев: • эвольвентные; • круговые (передачи Новикова); • циклоидальные. По типу зубьев: • прямозубые; • косозубые; • шевронные; • криволинейные. По взаимному расположению осей валов: • с параллельными осями (цилиндрические передачи с прямыми, косыми и шевронными зубьями); • с пересекающимися осями (конические передачи); • с перекрещивающимися осями. По форме начальных поверхностей: • цилиндрические; • конические; • гиперболоидные; По окружной скорости колёс: • тихоходные; • среднескоростные; • быстроходные. По степени защищенности: • открытые; • закрытые. По относительному вращению колёс и расположению зубьев: • внутреннее зацепление (вращение колёс в одном направлении); • внешнее зацепление (вращение колёс в противоположном направлении).

Виды разрушений зубьев

2. Заедание зубьев наблюдается в высоконагруженных и высокоскоростных зубчатых, а также червячных передачах.

В местах контакта из-за трения развивается высокая температура, способствующая снижению вязкости масла, разрыву масляной пленки и образованию металлического контакта зубьев. Происходит молекулярное сцепление (микросварка) частиц металла. Растет сопротивление вращению, наросты металла на зубьях задирают рабочие поверхности сопряженных зубьев.

3. Поломка зубьев. Причина – напряжение изгиба σF. Это основной вид разрушения высокотвердых (Н ≥ 56 HRC) и открытых передач.

В открытых передачах в результате плохой смазки и абразивного истирания поверхностей зубьев от грязи выкрашивание не успевает развиться, но уменьшаются размеры сечений зубьев, растут напряжения изгиба σF. Возрастают зазоры, удары, шум. Усталостная поломка в этом случае связана с развитием трещин 3 на растянутой стороне ножки зуба (рис.4.3, б). В высокотвердых передачах зубья хрупкие, поверхность их имеет хорошее сопротивление выкрашиванию, но хуже противостоит прогрессирующему трещинообразованию в основании зуба.

4. Смятие рабочих поверхностей (пластические сдвиги) или хрупкое разрушение (Н ≥ 56 HRC) зубьев при кратковременных значительных перегрузках или ударном приложении нагрузки.

5. Отслаивание твердого поверхностного слоя при значительных контактных напряжениях и зарождении усталостных трещин в глубине под упрочненным слоем.

Обслуживание

Своевременное обслуживание любой техники в соответствии с рекомендациями ее производителя обеспечит ее нормальное функционирование, паспортную производительность и выработку планового ресурса.

Обслуживание разбивается на несколько видов

  • текущее обслуживание;
  • диагностика;
  • планово-предупредительный ремонт;
  • внеплановый ремонт;
  • аварийный ремонт.

При условии проведения текущего обслуживания и планово-предупредительных ремонтов в соответствии с графиками удается значительно снизить риски выхода оборудования из строя.

Диагностика проводится с заданной периодичностью и призвана выявить негативные изменения в работе оборудования на ранней стадии и минимизировать потери времени и средств на внеплановые ремонты.

Обслуживание зубчатых передач заключается в их своевременной смазке.

Для ременных необходимо периодическое восстановление силы натяжения ремня.

Диагностика проводится как методом визуального осмотра, таки измерением температуры, уровня шума и вибрации, ультразвуковым и рентгеновским просвечиванием механизма без его разборки.

Обслуживание зубчатого механизма

Основные показатели для выбора механических передач

Выбор типа передачи — сложная конструкторская задача. Нужно подобрать вид и спроектировать механизм, наиболее полно удовлетворяющий техническим требованиям, сформулированным для данного узла.

При выборе конструктор сопоставляет следующие основные факторы:

  • опыт предшествующих аналогичных конструкций;
  • мощность и момент на валу ;
  • число оборотов на входе и на выходе;
  • требуемый К.П.Д.;
  • массогабаритные характеристики;
  • доступность регулировок;
  • плановый эксплуатационный ресурс;
  • себестоимость производства;
  • стоимость обслуживания.

При высоких передаваемых мощностях обычно выбирают многопоточный зубчатый вид. При необходимости регулировки числа оборотов в широком диапазоне разумно будет выбрать клиноременной вариатор. Конечное решение остается за конструктором.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий