Область применения
Кулисные механизмы находят применение в тех устройствах и установках, где требуется преобразовать вращение или качание в продольно- поступательное перемещение или сделать обратное преобразование.
Наиболее широко они используются в таких металлообрабатывающих станках, как строгальные и долбежные
Важное преимущество кулисно-рычажного механизма, заключается в его способности обеспечивать высокую скорость движения на обратном ходе. Это дает возможность существенно повысить общую производительность оборудование и его энергоэффективность, сократив время, затрачиваемое на непроизводительные, холостые движения рабочих органов. Здесь же находит применение кулисный механизм с регулируемой длиной ползуна
Это позволяет наилучшим образом настаивать кинематическую схему исходя из длины заготовки
Здесь же находит применение кулисный механизм с регулируемой длиной ползуна. Это позволяет наилучшим образом настаивать кинематическую схему исходя из длины заготовки.
Механизм конхоидального типа применяется в легком колесном транспорте, приводимом в действие ножной мускульной силой человека- так называемом шагоходе. Человек, управляющий машиной, имитируя шаги, поочередно нажимает на педали механизма, закрепленные на оси с одного конца. Кулисная пара преобразует качательное движение во вращение приводного вала, передаваемое далее цепным или карданным приводом на ведущее колесо.
В аналоговых вычислительных машинах широко применялись так называемые синусные и тангенсные кулисные механизмы. Для визуализации различных функции в них применяются ползунные и двухкулисные схемы. Такие механизмы использовались в том числе в системах сопровождения целей и наведения вооружений. Их отличительной чертой являлась исключительная надежность и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды (особенно- электромагнитных импульсов) на фоне достаточной для решения поставленных задач точности. С развитием программных и аппаратных средств цифровой техники область применения механических аналоговых вычислителей сильно сократилась.
Еще одна важная сфера применения кулисных пар- устройства, в которых требуется обеспечить равенство угловых скоростей кулис при сохранении угла между ними. Муфты, в которых допускается неполная соосность валов, системы питания автомобильных двигателей, устройство реверса на паровом двигателе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.
Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка
Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообще в автомобиле
Сегодня в нашей статье постараемся разобрать все, что связано со словом кулиса, какова ее функциональная важность и для чего она служит в коробке передач
На фото: короткоходная кулиса КПП Hyundai Accent
Назначение
Для того, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колеса автомобиля, а также изменять при необходимости режим и направление движения, любой автомобиль оснащен устройством для выбора и переключения передач, так называемым – кулисой КПП.
Устройство
Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для связи ручки переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из нескольких тяг, рычагов, тросов, коромысла, пружин, системой карданных соединений и других вариантов.
Устройство кулисы
- На различных марках автомобилей конструкция кулисы имеет свои особенности, что связано с расположением КПП и способом соединения ручки переключения передач со штоком коробки.
- Так, например, на заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ваз 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно на корпусе самой КПП и, соответственно, не имеет каких-либо деталей привода.
- Саму ручку переключения в обиходе называли кулисой, что и перешло на другие модели авто, где ручка уже конструктивно отделена от коробки и соединяется с ней посредством кинематической связи.
- Это, в частности, переднеприводные модели ваз, как и большинство других марок авто, уже имеют привод из механизмов от ручки передач до штока КПП, который и носит название кулиса коробки передач.
Кулиса в сборе с тягами и ручкой КПП ВАЗ 2110
Признаки неисправности кулисы:
- • Тугое переключение передач;
- • Сильный люфт ручки КПП;
- • Включается не та передача, то есть вместо одной включается другая;
- • Возможно включить лишь некоторые передачи, остальные не включаются;
- • Звук при включении, напоминающий хруст.
Регулировка
В большинстве случаев неправильная работа кулисы вызвана ее разрегулировкой, либо запущенным состоянием соединений, а также выработкой в соединениях. Вызвано это тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвержена воздействию дорожной грязи и воды, различного рода механическим ударам, что отрицательно сказывается на ее состоянии.
Перед проведением регулировки рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.
Так при наезде на препятствие может быть погнута одна из тяг кулисы, может быть сбит стопор, перекошено коромысло, что сразу отразится на правильности работы выбора и четкости включения передач.
Схема работы по регулировке кулисы
Для регулировки не потребуются какие-либо сложные приспособления, специальные инструменты, либо большой опыт работы. Операция не сложная и ее может выполнить своими руками практически каждые автовладелец, не обращаясь в центр сервисного обслуживания.
Рекомендуем: Качественные автомобильные масляные фильтры 2021: ТОП-10
Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач, либо при отпускании крепления кулисы и неправильной работы ручки переключения.
Существует два общих варианта регулировки:
• По передаче заднего хода. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую яму (подъемник, эстакада), ставится ручник и дополнительно под колеса ставятся противооткатные упоры.
Работу желательно выполнять с помощником. Один находится в салоне автомобиля, а второй в смотровой яме под днищем кузова. Находящийся в снизу кузова отдает крепление хомута штока КПП, а второй в салоне переводит рычаг переключение коробки в положение наиболее удобное для включения передачи заднего хода. После чего хомут на штоке затягивается, и регулировка считается законченной.
Регулировка кулисы
• По первой передаче. Включается первая передача и отпускается хомут крепления кулисы к штоку коробки передач. Затем шток КПП поворачивается против хода часовой стрелки до ощутимого упора и хомут затягивается.
Регулируем
В обоих вариантах проверяется четкость включения передач и при необходимости регулировку повторяют, добиваясь необходимого результата.
В зависимости от конструкции могут существовать и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед проведением работы на своей модели авто, рекомендуем ознакомится с приложением к обслуживанию, где указан конкретный способ регулировки привода кулисы.
Сборка кулисного механизма.
Технологический процесс сборки кулисного механизма состоит их трех сборочных операций: сборки кривошипного диска; сборки кулисы; общей сборки кулисного механизма.
Сборку кривошипного диска начинают с контроля посадочных размеров и геометрической формы отверстия кривошипного диска 5 и втулки 7 требованиям чертежа и только после этого производят ее запрессовку. Отверстие во втулке после ее запрессовки необходимо развернуть для восстановления геометрических размеров и формы. Затем на валике 6 устанавливают шпонку и вводят его в отверстие кривошипного диска. На конце валика монтируют коническое зубчатое колесо 15.
На следующем этапе сборочного процесса ввертывают винт 4 в резьбовое отверстие пальца 3 кривошипа. После этого на уступе кривошипного диска устанавливают зубчатое колесо 14 так, чтобы его отверстие совпало с отверстием в уступе, а палец 3 кривошипа вводят в паз кривошипного диска так, чтобы гладкий конец винта 4 вошел в отверстие конического зубчатого колеса 14. После установки зубчатого колеса проверяют «на краску» качество зацепления колес 14 и 15. Винт 4 закрепляют на уступе при помощи гайки.
После сборки кривошипного диска его устанавливают в корпусе станины 10, монтируя на хвостовике эксцентрик 8 механизма подачи, и фиксируют положение стопорной гайкой 9.
Сборку кулисы начинают с контроля геометрических размеров и формы посадочных мест (вала кулисы 2 и отверстия под втулку и втулки 12, а также отверстия под вал кулисы в корпусе станины и вала 13 кулисы) требованиям чертежа. Кроме того, необходимо проверить перпендикулярность собранного кривошипного диска валу кулисы при помощи рамного уровня, устанавливаемого на вал 13 кулисы, который размещают в отверстии корпуса.
После выполнения контрольных операций в отверстие кулисы 2 запрессовывают втулку 12 и развертывают ее отверстие для восстановления первоначальных геометрических размеров и формы. Кулису 2 устанавливают на вал 13 и, используя шпоночное соединение, монтируют на валу зубчатое колесо 11, После этого, используя рамный уровень, проверяют перпендикулярность направляющих кулисы ее оси.
Общую сборку кулисного механизма начинают с установки собранного узла кулисы в отверстие корпуса станины так, чтобы зубчатое колесо 11, установленное на валу 13, вошло в зацепление с кривошипным диском 5. Проверяют зубчатое зацепление «на краску» и величину бокового зазора.
После установки кулисы в корпусе в ее направляющих размещают кулисный камень 1 так, чтобы он своим отверстием вошел в выступ пальца 3 кривошипа, и соединяют их винтом. После этого приступают к регулированию угла качания кулисы.
Регулирование угла качания кулисы осуществляется за счет изменения радиуса R кривошипного пальца (см. рис. 1). Для того чтобы изменить величину радиуса R, на квадратный конец валика 6 надевают рукоятку. Вращение рукоятки через зубчатую передачу с колесами 14 и 15 и винт 4 обеспечивают перемещение кривошипного пальца 3 вдоль радиусного паза кривошипного диска 5, изменяя эксцентриситет, а тем самым и угол качания кулисы, а следовательно, и длину хода ползуна.
Кулиса КПП: что это такое, признаки износа, как отрегулировать самостоятельно
Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.
Обратите внимание: Название «кулиса» не является официальным для данного механизма, но оно общепринято. На самом деле данная деталь называется тягой привода управления коробки передач
Что такое кулиса КПП
Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.
Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.
Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации
Признаки износа кулисы КПП
Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:
- Повышенный люфт у ручки КПП. Это может быть заметно, как когда ручка находится в нейтральном положении, так и на одной из передач;
- Сложности с переключением передач. Например, одна или несколько передач с трудом «втыкаются», а может и вовсе возникает хруст при движении рычага в их сторону;
- Чувствуется, что переключаться передачи стали более туго, будто рычаг стал значительно тяжелее;
- Передачи включаются неправильно, например, вместо пятой включается третья или наоборот.
Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.
Регулировка кулисы КПП
Не всегда требуется полная или частичная замена кулисы. Довольно часто можно ограничиться простой регулировкой. При этом отрегулировать кулису возможно своими руками, без обращения в сервисный центр. Есть два способа регулировки:
- По задней передаче. Для того, чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, необходимо ослабить на ней хомут, после чего перевести рычаг КПП в то положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После этого затягивается хомут, и на этом работа считается завершенной;
- По первой передаче. Если нет возможности включить заднюю передачу, можно провести регулировку кулисы КПП по первой передаче. Для этого включаем первую передачу, после чего ослабляем хомут кулисы. Далее вращаем привод кулисы против часовой стрелки до упора рычага КПП в пластиковый фиксатор задней скорости, и далее затягиваем хомут.
Стоит отметить, что выше описаны общие процессы регулировки кулисы КПП
Важно сказать, что процесс может отличаться, в зависимости от автомобиля, поэтому перед началом работ рекомендуется ознакомиться с инструкцией конкретно для вашей модели машины
(353 голос., средний: 4,49 из 5)
okeydrive.ru
Виды кулисных механизмов
В исходя из типа подвижного звена рычажной схемы в установках и подвижных узлах используются следующие виды кулисных пар:
- Ползунный. Система рычагов, состоящая из четырех звеньев. Основные части- это кулиса и ползун с зафиксированной направляющей. Она дает ползуну единственную степень свободы, для совершения линейных перемещений. Качания кулисы превращаются устройством в линейное перемещение ползуна. Кинематическая схема обратима- возможно и обратное преобразование движения.
- Кривошипный. Кривошипно-кулисного механизм построен по четырехрычажной кинематической схеме. Передает вращение кривошипа кулисе, также вращающейся или качающейся. Распространен в промышленных установках, например — в продольно-долбежных и строгальных. Для них применяют кривошипно-коромысловый механизм c вращающейся кулисой. Такая схема обеспечивает очень высокую скорость прямого ходя и медленный возврат. Применяется также в установках для упаковки.
- Двухкулисный. В кинематической четырехзвенной схеме есть пара кулис. Передается вращение или качание через промежуточный рычаг. Передаточное число неизменно и всегда составляет единицу. Применяется в компенсирующих муфтах.
- Коромысловый. Состоит из коромысла, кулисы и связывающего их шатуна. Позволяет располагать оси симметрии зон движения, ведущего и ведомого звеньев под углом около 60°. Находит применение в автоматизированных производственных линиях
Реже находит применение в транспортных средствах и некоторых измерительных приборах стоящий несколько особняком прямолинейно- направляющий или конхоидальный механизм.
Конструктивные особенности
Устройство является одним из подвидов кривошипно-шатунного механизма. Большинство кулисных пар построены по четырехзвенной кинематической схеме.
Третье звено определяет тип механизма: двухкулисный, ползунный, коромысловый или кривошипный.
Схема содержит как минимум две неподвижные оси и от одной до двух подвижных осей.
В зависимости от соотношения длин в каждый момент исполнительный орган может описывать как простые траектории (линейные, круговые или часть окружности), таки сложные в виде многоугольников или замкнутых кривых. Вид траектории определяется законом движения кинематической пары – функцией координат исполнительного органа от угла поворота оси, положения ползуна или от времени.
https://youtube.com/watch?v=Bb7leiitIo4
Схемы некоторых пространственных механизмов
На рисунке 12 изображен механизм косой шайбы, которая вращается на косом колене 3 коленчатого вала. Благодаря пальцу 1, скользящему в неподвижном пазу, шайба 2 совершает вращение вокруг оси, совпадающей с осью пальца 1, и оси, перпендикулярной к плоскости чертежа.
Четырехзвенный пространственный механизм (рисунок 13) предназначен для воспроизведения заданной траектории точки В звена 3 на цилиндрической поверхности; звено 3 может совершать вращательное и поступательное движение относительно неподвижной направляющей, поэтому точка В будет всегда находиться на цилиндрической поверхности.
Связь звеньев 3 и 2 осуществляется сферическим шарниром А. Звено 2 может совершать только вращательное движение относительно косого колена коленчатого вала 1.
Рис. 14. Стержневая передача между пересекающимися осями.
Рис. 15-а. Пространственный кривошипно-коромысловый механизм.
В пространственном механизме (рисунок 14) вращение между двумя валами 1 и 5 с пересекающимися осями передается с помощью промежуточного звена 3, скользящего с вращением по неподвижной цилиндрической направляющей. Радиусы вращения r2 и r4 центров шаров 2 и 4 должны быть одинаковы так же, как и удаление плоскостей их вращения от оси направляющей.
Для передачи вращательного движения между валами с не параллельными осями используют различные пространственные четырехзвенные кривошипно-коромысловые механизмы.
В механизме(рисунок 15) в качестве кривошипа применен эксцентрик 2 на валу 1, образующий с шатуном 3 сферический шарнир. Шатун 3 с коромыслом 4 на валу 5 также образуют сферический шарнир. Оси вращения кривошипа и коромысла скрещиваются под некоторым углом.
Рис. 15-б. Пространственный кривошипно-коромысловый механизм.
Рис. 16. Сферический механизм.
Рис. 17. Сферический механизм с плоской диадой.
Четырехзвенный пространственный механизм с пересекающимися в одной точке осями всех шарниров называют сферическим (рис. 16).
Если из центра О описать сферу, то расстояние между осями шарниров для каждого из звеньев можно измерить длиной дуги (или соответствующим центральным углом), которую можно считать также размером звена.
Углы между плоскостями расположения осей во время движения механизма изменяются. Нетрудно видеть, что сферический механизм обращается в плоский, если радиус сферы равен бесконечности. На рис. 17 изображен комбинированный механизм, в котором звенья 1,2 и 3 образуют сферический механизм, а звенья 3, 4 и 5 — плоскую часть механизма.
Движение между валами с пересекающимися осями может передаваться различного вида универсальными шарнирами, одной из разновидностей которых является шарнир Гука (рис. 18). Передача вращения от вала 1 к валу 3 через вилку 2 возможна вследствие того, что оси всех шарниров пересекаются в одной точке.
Особенностью механизма является то, что при вращении вала 1 с постоянной угловой скоростью вал 3 будет вращаться неравномерно;
угол между осями валов 1 и 3 может изменяться без нарушения работоспособности механизма, однако при этом неравномерность вращения ведомого вала изменяется.
Более универсальным является механизм, изображенный на рис. 19, известный под названием углового шарнира, допускающий как параллельное смещение осей (рис. 19, а), так и поворот последних (рис. 19, б). Между валами 1 и 4 расположены вилка 2 и гребень 3, соединенные с валами шарнирно.
Разновидностей пространственных стержневых механизмов гораздо больше чем плоских.
Рис. 18. Кинематическая схема шарнира Гука.
Рис. 19. Угловой шарнир.
Регулировка
Регулировку кулисы следует производить в нескольких случаях:
- после демонтажа коробки передач;
- когда произведена замена кардана или ослабли фиксирующие хомуты;
- если произошло проворачивание кулисы на шарнире.
Разумеется, это также будет целесообразно, если вы зафиксировали признаки неисправности элемента, которые описаны в предыдущем пункте.
Что приготовить?
Перед тем как приступить к ремонту, подготовьте заранее:
- гаечный ключ для ослабления хомута;
- противооткатные упоры или кирпичи.
Универсальный гаечный ключ
Вам понадобятся противооткатные опоры…
…или самые обычные кирпичи
Поэтапная инструкция
Для выполнения ремонта, то есть регулировки вам нужно произвести следующие действия:
- Для начала загоните ваш ВАЗ 2110 в гараж с ямой или на эстакаду.
- Подставьте под автомобиль кирпичи или специальные противооткатные упоры. Включите ручной тормоз.
- Залезьте под днище автомобиля и найдите хомут, при помощи которого крепятся кулиса и шарнир.
- При помощи гаечного ключа ослабьте хомут.
- Затем сядьте на водительское место и включите заднюю скорость. Помните о том, что рычаг должен находиться в крайнем левом положении. Поэтому выставьте его так, как вы считаете он должен находиться в идеале во время включения задней передачи. Желательно эту работу производить с помощником, чтобы он удерживал рычаг коробки в таком положении, как вы его выставили.
- Теперь опять залезьте под днище авто и крепко зафиксируйте хомут в данном положении.
Залезьте под днище и ослабьте хомут, после чего установите рычаг коробки в положение задней передачи
На это регулировка устройства закончена. Совершите контрольную поездку и проверьте работу агрегата. При необходимости повторите все действия заново.
Регулировка кулисы:
Примечание! Прежде чем идти в автомагазин и покупать новую кулису, обязательно попробуйте перед этим отрегулировать старую чтобы не выбрасывать попусту деньги на ветер, вить может со старой кулисой у вас всё в порядке!
1) В самом начале операции скажем вам из-за чего может сбиться регулировка кулисы, а именно после снятия коробки может сбиться, после замены карданчика или же после отворачивания гаек и болтов которые крепят стяжные хомуты тяг которые идут от кулисы и в других случаях.
2) Теперь перейдём собственно к регулировки, во-первых вам нужно будет сперва загнать автомобиль на яму или же поднять при помощи подъёмника, после чего залезайте под днище автомобиля и там разыщите пыльник под которым находится сам карданчик кулисы (Пыльник указан красной стрелкой), рядом с этим карданчиком и пыльником который его закрывает будет крепится конец тяги идущий от самой кулисы, а крепится данный конец будет при помощи стяжного хомута, так вот возьмите в руки две отвёртки и с их помощью ослабьте немного гайку болта (Гайка указана синей стрелкой, а болт зелёной), при этом когда будете ослаблять держите одним гаечным ключом сам болт чтобы он не проворачивался, а другим в это время ослабляйте гайку, после того как гайка будет чуть-чуть ослаблена возьмите в руки отвёртку и засуньте её в два отверстия, а именно в отверстие между стяжным хомутом (Указано жёлтой стрелкой) и в отверстие самой тяги (Указано белой стрелкой), тем самым расширьте оба отверстия (По сути это не отверстия а паз, поэтому в дальнейшем будет это слово употреблять), чтобы тяга кулисы могла спокойно перемещаться относительно штока выбора передач.
Примечание! Перед тем как вы полезете под машину, включите первую передачу на автомобиле!
3) После того как стяжной хомут вы ослабите, вылезьте из под автомобиля и снова вернитесь в салон машины, в салоне рычаг переключения передач доведите до самого упора влево, но вперёд или же назад даже и не пытайтесь его дёргать.
4) И в завершение операции опять же залезьте под автомобиль и заверните гайку того самого болта который крепил стяжной хомут тяги кулисы.
Примечание! Когда все операции будут выполнены, попробуйте рычаг коробки переключения передач на работоспособность, а именно проверьте все ли передачи чётко включаются, заведите автомобиль проедьтесь немного на нём и если кулиса исправна, то всё у вас будет в порядке и даже менять ничего вам не нужно будет!
Кстати, ещё один способ (Практически тот самый способ) регулировки кулисы, смотрите в видео-ролике который размещён ниже, в данном ролике пример показан на автомобиле ВАЗ 2109 но вы не обращайте на это внимание, так как весь механизм переключения передач на передне приводных автомобилях ВАЗ включая и десятку, практически между собой не чем не отличается!
Деталь – элементарная часть машины, которая выполнена из однородного материала или не может быть разобрана на более простые части (зубчатое колесо, валы, болты).
Различают детали общего (встречаются в большинстве машин) и специального (встреча-ся в спец-х, особых машинах) назначения.
Твёрдые тела, составляющие механизм называют звеньями. Звено может состоять из нескольких деталей, соединённых неподвижно.
Стойка – неподвижное звено.
Совокупность двух звеньев имеющих относительное движение называют кинематической парой.
Условия существования к.п.:
1. Наличие двух звеньев.
2. Непосредственный контакт.
3. Возможность относительного движения.
Коромысло – звено, совершающее вращательное движение.
Бывают вращательные, поступательные к.п.. Звенья могут соприкасаться между собой в точке, по линии или по поверхности (образуя к.п.). К.п. накладывают ограничения на относительное движение звеньев. Эти ограничения называют связями.
3.Классификация кинематических пар.
К.П.- совокупность 2-х звеньев, имеющих относит. движ.
Услов.сущ.к.п.:-наличие 2 звеньев
-непосредств.контакт
-возмож.относ.движ.
Звенья могут соприкос.между собой, образ.к.п.в точке, по линии, по плоскости.
К.п. наклад.огранич.на относит.движение звеньев. Эти огранич.назыв.связями.
К.п. классифиц.по:
1.по виду элементов соприкосновения
если элем.соприкоснов.-поверхность,то к.п.низшая.
если контакт звеньев по линии или в точке,то к.п.высшая.
2.по хар-ру относит.движения звеньев –плоские
-пространственные
3.по числу связей, накладыв.на относит.движ.звеньев:1,2,3,4,5 класса
4.Кинематические цепи .
Сочетания звеньев вх-х в кин-ую пару наз-т кин-ой цепью. КЦ бывают простые, сложные, замкнутые, разомкнутые. Мех-зм – такая КЦ в кот при заданном движ-ии одного или неск-х ведущих звеньев остальные движ-ся вполне опред-ым образом. Все звенья делятся на 3 группы: 1-Группа ведущих звеньев. З-н движ-я в ведущих звеньях обычно задается. 2-Ведомые звенья. З-н движ-я ведомых звеньев зав-т от з-на движ-я ведущих звеньев. 3-Стойка мех-зма. Плоским мех-ом наз такой мех-зм, звенья кот. движ-ся в одной или неск-х // пл-ях. W=3n-2p5-p4 – степень подвижн-ти плоского мех-зма, где W-число степеней подвижности, должно соотв-ть числу ведущих звеньев, n-число подвиж-х звеньев, p5 число пар 5-го класса (соотв-о p4).
5. Фрикционные передачи(механизмы)
Передача основана на использовании сил трения
Преимущества:
· Простота, безступенч. регулирование перед. числа
· Плавность бесшумность работы передачи
· Надёжность соединения
· При перегрузке происходит проскальзование катков, это предохраняет механизм от поломки
Недостатки:
· Большие давления на валы и опоры
· Износ рабочих поверхностей
· Непостоянство передаточного числа (из-за проскальзывания катков)
· Небольшая нагрузочная способность до 20 кВт
Передачи классифицируют:
1. По расположению валов
а) циллиндрическая(оси | |)
б) оси пересекаются – передача коническая
в) оси перекрещиваются – передача реечная
Для повышения нагрузочной способности катки изготовляют клинчатыми
2. По характеру силы прижатия катков:
а) с постоянной силой прижатия
б) с переменной силой прижатия
В зависимости от передоваемой нагрузки, чтобы обеспечить непосредственный контакт катков сила прижатия автоматически изменяеться.
3. Передачи делятся на:
а) с условно-постоянным передаточным числом
б) с переменным передаточным числом (вариаторы)
Fтр>F(вн нагр.)
Qf=kF Q=kF/f – сила нажатия
к – кооф. запаса сцепления
F – внешняя нагрузка
f – кооф. трения скольжения
Передачи с плавнорегулируемым передаточным числом назыв вариаторами
По конструкции вариаторы разнообразны
U=x/2, 0<x<R
– условная скорость
– передача.
Преимущества:
Плавное изменение передаточного числа => изменение значения угловой скорости ведомого звена и может быть изменено направление вращения ведомого звена.
По конструкции: * с непосредственным контактом, * с промежуточным контактом.
Широко применяется в приборостроении, даже в промышленности.
6. Ремённые передачи: достоинства, недостатки. Характеристика плоскоремённой передачи.
Ремённая передача основана на использовании сил трения, состоит из ведущего и ведомого шкивов, ремня, надетого с натяжением.
«+» : простота конструкции, возможность передачи на большие расстояния: плоский-15м, клиновый-6,смягчает удары, гасит вибрацию,предохраняет то перегрузки.
«-» : большие давления на валы и опоры по сравнению с зубчатой передачей; непостоянство передаточного числа (из-за проскальзывания );низкая долговечность ремней; необходимость применения натяжных устройств.
Передачи классифицируют:
1. По форме профиля ремня
· Плоскоремённая Клиноремённая
· Круглоремённая Зубчатая
2. По скорости вращения
· Тихоходные
· Среднескоростные
· Скоростные
Кулисный механизм
На рис. 9, г представлена схема кулисного механизма, широко применяемого, например, в поперечно-строгальных и долбежных станках. С ползуном 1, на котором закреплен суппорт с режущим инструментом , шарнирно связана при помощи серьги 2 качающаяся влево и вправо деталь 4, называемая кулисой. Внизу кулиса соединена посредством шарнирного соединения 6, причем своим нижним концом она поворачивается около этой оси во время качаний.
Качания кулисы происходят в результате поступательно-возвратных перемещений в ее пазу детали 5, называемой кулисным камнем и получающей движение от зубчатого колеса 3, с которым она соединена. Зубчатому колесу 3, называемому кулисной шестерней, вращение передается колесом, закрепленным на ведущем валу. Скорость вращательного движения кулисного колеса регулируется коробкой скоростей, связанной с электродвигателем.
Длина хода ползуна зависит от того, в каком виде установлен на кулисной шестерне кулисный камень. Чем дальше от центра шестерни расположен кулисный камень, тем больше окружность, которую он описывает при вращении шестерни, и, следовательно, тем больше угол качания кулисы и длиннее ход ползуна. И наоборот, чем ближе к центру колеса установлен кулисный камень, тем меньше все перечисленные движения.