Стамески для резьбы по дереву. Создаём произведение искусства!

Ножи

При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:

  1. Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
  2. Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
  3. Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.

Нож «Татьянка»

Нож «Богородский»

Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.

Ножи

При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:

  1. Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
  2. Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
  3. Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.

Нож «Татьянка»

Нож «Богородский»

Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.

Меры предосторожности во время работы

Работа с деревом бывает травматичной, поэтому позаботьтесь о собственной безопасности.

  1. Верстак или рабочий стол должен быть устойчив, чтобы в самый ответственный момент не стал раскачиваться.
  2. Острые инструменты ни в коем случае нельзя направлять на себя. Держите их в направлении от себя или параллельно груди.
  3. Если в процессе вырезания стамески или ножи соскальзывают с дерева – инструменты затупились, заточите лезвия.
  4. При заточке всегда используйте защитные очки.
  5. Проверяйте остроту лезвия не с помощью пальца, а на ненужном бруске.
  6. Все заготовки тщательно закрепляйте крепежными деталями.
  7. Рядом с рабочим местом запрещено курить, зажигать плиту или разводить другой огонь – стружка легко воспламеняется.

При работе с деревом будьте предельно внимательным и ни в коем случае не спешите.

Особенности техники

Возникший в 1990 году после удачного творческого эксперимента стиль превратился в отдельную систему. Полностью изучили такое направление резьбы уже около 10 тысяч мастеров.

Главной особенностью техники резьбы по дереву «татьянка» является то, что обработка декоративного элемента проводится с помощью специального инструмента для резьбы лишь один раз. Такой способ помогает создавать разные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Инструмент для работы важно подбирать с учётом всех особенностей древесины, которая может быть как мягкой, так и твёрдой. Они должны быть качественно заточенными, так как в ином случае работать будет неудобно

Стиль такой резьбы относится к многослойным, поэтому он подразумевает переходы от одного этапа работы к другому. Если мастер вырежет первый декоративный слой неправильно — следующие элементы красиво и изящно оформить не получится.

Чтобы добиться шедевра резьбы по дереву, нужно внимательно рассмотреть каждый этап художественной обработки изделия. Поэтапное выполнение работы, а также равномерное расположение элементов на поверхности доски необходимо продумать как можно тщательнее. Обрезанную из-за одного неправильного движения часть восстановить не получится.

Художественная обработка таким способом считается довольно перспективной. Если обучиться этому методу резьбы в домашних условиях, можно всегда найти для себя работу. Изделия в технике «татьянка» пользуются популярностью среди покупателей.

Изготовление ножа

Вариантов самостоятельного изготовления ножей существует огромное множество, рассмотрим самый популярный из них.

Нож из полотна от ножовки по металлу

Для такого ножика подойдет поломанное или сточенное полотно. Процесс его обработки довольно сложен, это объясняется высоким качеством стали, но с другой стороны тем лучше получится инструмент.

При помощи болгарки разрежьте полотно на три части, под углом в 45 градусов, этот угол будет рабочей поверхностью будущего ножа.

Болгарка при работе разгоняется до высоких оборотов, что повлияет на качество металла, все легирующие элементы вблизи пропила просто выгорят. Поэтому после распиливания потребуется зажать нужную часть полотна в тиски и при помощи напильника снять два, три испорченных миллиметра.

Если полотно слишком толстое, то мелким напильником или надфилем рекомендуется снять излишки металла. Заточка инструмента для резьбы по дереву требует основательного подхода, для этого потребуется надфиль и наждачная бумага.

Когда заточенный резец готов можно подумать о рукояти. Самым простым будет просто обмотать ее изолентой или сырой резиной, но профессионалы предпочитают ручки из древесины.

Стамески для резьбы по дереву

Основу инструментов для резьбы составляют резцы по дереву для ручной работы. Набор круглых и плоских стамесок может быть представлен 18 формами режущей кромки. Полотна имеют до 5 различных профилей, по размерам они варьируются от 2 до 50 мм.

Круглые и плоские стамески для резки по дереву обозначаются номером и названием. Как правило, название соответствует форме режущей кромки и полотна, при этом сечение режущей кромки различное. Чтобы облегчить идентификацию стамесок в XIX веке приняли систему нумерации. У разных производителей система нумерации резаков отличается:

  • Для прямых резов, общих работ и отделки предназначена 12 мм прямая плоская стамеска № 1.
  • Для подрезки деталей и отделки применяют 12 мм косую плоскую стамеску № 2.
  • Для тонких работ используют 3 мм прямую круглую стамеску № 3. Её второе название церазик.
  • Для общих работ и быстрой резки предназначена 25 мм прямая круглая стамеска № 9.
  • Для общих работ и резания желобков применяют 8 мм прямую круглую стамеску № 10.
  • Для криволинейных деталей и вырезания плоскостей используют 9 мм изогнутую круглую стамеску № 14.
  • Для вырезания круглых углублений и их отделки применяют 9 мм ложечную стамеску № 21. Её ещё называют клюкарза.
  • Для глубоких впадин рельефа и круглых изгибов предназначена 12 мм ложечная стамеска № 27 (клюкарза).
  • Для вырезания букв, оконтуривания используют 9 мм прямой уголок № 39.

Изготавливаются специальные стамески, которые применяются для тонких и сложных работ. К ним относятся:

  • плоская угловая клюкарза правосторонняя и левосторонняя;
  • клюкарза с обратным изгибом;
  • клюкарза со ступенчатым изгибом;
  • круглая стамеска «рыбий хвост»;
  • крыловидный уголок;
  • изогнутое полотно с прямоугольным желобом;
  • клюкарза со скруглённым прямоугольным желобом.

https://youtube.com/watch?v=T48w3io74bQ

Другие инструменты

  1. Деревянная или резиновая киянка применяется при выборке древесины стамеской поперек волокна. Заготовки могут быть большого размера, из твердых пород дерева. У киянки закругленный боек, позволяющий бить по режущему инструменту под любым углом. Стандартный диаметр бойка киянки – 75-150 мм.
  2. Тесла используется при необходимости быстрой выборки древесины при черновой работе с изделием. Имеет круглую или плоскую режущую кромку.
  3. Чеканом удобно выдавливать небольшие углубления в заготовке, создавать крапчатые рисунки и наносить рябь на поверхность изделия.

Киянка, чекан и тесла

Режущие инструменты

  1. Резец – острое лезвие, закрепленное в рукоятке.
  2. Пила ручная или электрическая, фуганок, одноручный рубанок и т.д.
  3. Все виды резаков, в том числе и инструмент для нанесения узора.

Инструменты для нанесения узора

  1. Нож-косяк – инструмент универсального назначения.
  2. Стамеска – для вырезания выемок.
  3. Клюкарза – стамеска с выгнутым лезвием для рельефной резьбы с углублением.
  4. Ложкорез – специнструмент для изготовления ложек. Оснащен лезвием в форме кольца или полукольца.
  5. Фрезеры дисковые, торцовые, ручные или электрические.
  6. Граверы.

Гравер

Инструмент для шлифовки

ОбработкаГлубина снятияЗернистость
Грубая (ручная или при помощи шлифмашины)0,08-0,1236–60
Первичная (ручная или при помощи шлифмашины)0,05-0,0780-100
Снятие неровностей0,02-0,05120,0
Начальная и финишная шлифовка мягких пород (ручная или при помощи шлифмашины)0,010-0,045150-180
Начальная и финишная шлифовка твердых пород (ручная или при помощи шлифмашины)0,005-0,009240,0
Шлифовка межслойная ручная0,002-0,004280–320
Полировка (ручная или при помощи шлифмашины)0,001-0,002400,0

Инструмент для крепления заготовок

  1. Поворотный зажим.
  2. Слесарные тиски.
  3. Столярный быстродействующий зажим.
  4. Верстачные упоры.
  5. Тиски для резьбы по дереву.
  6. Модельные (копировальные) тиски.
  7. Верстачный винт для резьбы по дереву.
  8. Стенд для резьбы по дереву.
  9. Верстачный крепежный винт.

Отделочные материалы для резного изделия

  1. Лакирование готового изделия для ровного блеска. Лакокрасочные материалы: шеллак, политура, масляный, копаловый, янтарный лаки, канифоль и ее производные.
  2. Полировка с предварительной шлифовкой. Полируют изделие ватным тампоном в политуре, повторов должно быть 2-3.
  3. Масляное и эмалевое декоративное защитное покрытие с предварительным грунтованием поверхности. Грунтовочный состав – олифа или клей, грунтлаки.
  4. Шпаклевание с предварительной грунтовкой. Материал для шпаклевки: мел, клей и олифа в пропорции 3:1:5;
  5. Левкашение, серебрение, бронзирование или золочение.

Декоративные пропитки

Резчицкие ножи

Исходный металл – старые опасные бритвы, полотна по металлу для мехпил, отрезные диски-фрезы. Если заготовки небольшого размера, то вырезать форму можно на заточном станке. Из крупных заготовок начальную форму можно вырезать бормашиной с мини-отрезными дисками или болгаркой с отрезными дисками по металлу.

На фото ниже – несколько моих самодельных резцов. Исходные материалы: старый напильник, метчик, дисковая фреза, поломанная стамеска. Рукоятка моего любимого мини-ножа инкрустирована декоративной вставкой из бивня мамонта. 

Самодельные резцы Олега Смирнова

Важно: не забывайте непрерывно охлаждать водой металл во время резки. Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой. 

Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой. 

Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой. 

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Особенности выполнения работ

Наилучшим материалом для выполнения резьбы в стиле «Татьянка», по мнению большинства резчиков, особенно начинающих, является липа. В процессе вырезания рисунка деревянная заготовка должна иметь определенную влажность, и самое главное не пересушиваться. Поэтому заготовку периодически увлажняют.

К сожалению определенных критериев, к влажности не существует и ее, как и в любом творческом процессе, подбирают опытным путем — методом проб и ошибок. По мнению большинства любителей художественной резьбы, для поддержания дощатой заготовки в надлежащем состоянии, достаточно смачивать ее торцы, не переувлажняя их.

Для изготовления кухонных досок, поддонов, подносов и других предметов кухонной утвари с плоской поверхностью. Доска-заготовка должна иметь ровную поверхность, с однотипной древесной структурой без сучков.

Опытные резчики наоборот считают сучки дополнительным элементом декора и умело обыгрывая их, элегантным резьбовым рисунком, создают эксклюзивные композиции. Достаточно оригинально смотрятся изделия, украшенные резьбой «Татьянка» и дополнительно декорированные другими техниками – аппликацией, лепкой, рисунком, гравировкой.

Если срез доски производился вблизи коры с растянутым размещением рисунка древесных слоев, то от такой заготовки лучше отказаться. Идеальным вариантом являются доски, полученные из центральной части бревна, граничащей с его сердцевиной. Кроме того, доски, выпиленные с из крайних частей бревна, достаточно тяжело обрабатываются и требуют остро заточенного инструмента.

У неопытных резчиков могут появляться неровные и занозистые срезы. На краях заготовки не исключены сколы по крайним слоям, образованным срезом вдоль годичных колец древесины.

На заметку! Если по каким-либо причинам рисунок не закончен и планируется перерыв в работе, то доску следует обернуть в несколько слоев газетной бумаги и убрать в прохладное место. Категорически запрещается хранить доски на солнце, в морозильнике холодильника (чему имеются рекомендации), в ванной или других помещениях с повешенной влажностью и перепадами температур.

Главные инструменты резчика

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:

  1. В сквозной тип обработки входит пропильная и прорезная резьба по дереву. Пропильная разновидность осуществляется лобзиком или пилкой. Прорезной вид заключается в сквозном пробивании дерева с помощью стамески или резцами, когда используется станок для резки по дереву. На деревянном изделии возникает узор, почему этот тип резьбы еще называют ажурным.

    Пример шкатулки выполненной прорезной резьбой

  2. Плосковыемчатый тип подразумевает создание рисунка, углубленного по отношению к основному фону. Отмечаются такие разновидности этого типа: контурная резьба, скобчатая, геометрическая и на черном фоне. Контурный подвид выполняется в форме канавки разной формы с применением резцов, угловой или полукруглой стамески, ножом. Скобчатая резьба осуществляется однотипным элементом в виде скобки при помощи полукруглой стамески.
  3. Рельефный тип характерен для резных панно, а элементы в нем приподняты по отношению к основному фону. Основной инструмент — стамески разной формы. Особо выделяется кудринская резьба, отличающаяся своеобразными кудрями из цветочных гирлянд.

    Пример выполнения рельефной резьбы по дереву

  4. Скульптурный тип резьбы выделяется созданием объемных форм в виде деревянных скульптур. В создании таких произведений задействуется весь арсенал инструмента. В последнее время для этого типа творчества нередко используется пантограф для резьбы.
  5. Домовая резьба предназначена для украшательства деревянных домов и всегда популярна. При ее осуществлении используются практически все рассмотренные типы обработки. Домовая разновидность предусматривает значительные площади, большие габариты.

    Шаблоны для домовой резьбы Для того чтобы сделать такую работу, применяется инструмент для резьбы по дереву как основного типа, так и вспомогательный, а то и плотницкий.

Особенности резьбы по дереву

В наше время существует много альтернативных способов обработать дерево и создать нужный предмет, но ничего из этого не сравнится с традиционной ручной резьбой. Подобные работы получаются уникальными, теплыми и уютными. Мастера вкладывают душу в фигурки и картины, и это чувствуется

При этом очень важно, чтобы резчик по дереву любил свое занятие и получал удовольствие от процесса, иначе в этом просто нет смысла

Резьба по дереву – кропотливая работа.

Учиться мастерству резьбы по дереву лучше всего под присмотром опытного наставника, но и самостоятельно изучить азы ремесла вполне реально. Первое с чем придется столкнуться новичку – это обилие техник и видов резьбы, многообразие инструментов в магазинах и миллион противоречивых советов. Разобраться во всем этом бывает достаточно сложно, поэтому пойдем по порядку.

История зарождения и развития

Считается, что резьба по дереву исконно славянское ремесло, но встречаются умельцы и на Востоке. Национальными орнаментами украшают всё: от домашней утвари до Корана. А в скандинавских странах встречается изображение богов и животных.

С древних времен резьбой по дереву занимались во всех странах и городах, но на Руси это ремесло приобрело особый размах. Чего только стоят знаменитые Богородские фигурки. Изображение людей и животных до сих в почете.

Резчики Древней Руси украшали причудливыми узорами дома, да и сейчас в деревнях встречаются дома с резными наличниками.

Стамески для резьбы по дереву

Существует несколько различных типов стамесок, предназначенных для резьбы по дереву. Среди них стоит выделить такие:

  1. Плоские стамески для резьбы по дереву. Они являются одними из самых простых инструментов. С одной стороны они имеют острый край, который позволяет срезать верхний слой древесины при осуществлении ударов по ручке.
  2. Стамески полукруглой формы. Профессионалы их используются очень часто, подбирая именно тот инструмент, который лучше всего использовать в конкретной ситуации в зависимости от породы древесины и сложности работы. Существуют круглые, средние и отлогие стамески данного типа. Их можно приобрести как целым набором, так и поштучно.
  3. V-образные стамески. Их используют мастера во время резьбы по дереву только в тех случаях, когда применение плоских инструментов не является максимально удобным и оправданным. Как правило, V-образные стамески имеют угловатую или же треугольную форму. Среди них стоит выделить такие инструменты, как клюкорезы, ложкорезы, а также долото и ножи.

Для работы достаточно приобрести всего лишь один набор стамесок для резьбы по дереву. Этого будет достаточно для выполнения большинства типов скульптур.

Возможно, вам будет интересно прочитать: Виды резьбы по дереву. Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

Где можно выучиться профессии резчик по дереву

Самый верный способ стать резчиком по дереву — пойти учиться к опытному мастеру, который готов раскрыть секреты этой профессии. В этом случае будущий резчик будет исполнять роль подмастерья, а потом и младшего специалиста. 

Сначала он будет учить выполнять подготовительную работу и наблюдать за трудом опытного коллеги, постепенно сложность его задач будет расти. При этом определить точную продолжительность подобного обучения невозможно, так как ее устанавливает опытный резчик, исходя из своих возможностей и способностей ученика.

Также существуют и специальные курсы для освоения резьбы по дереву. Они могут быть на базе художественных школ и учебных заведений различных категорий. В этом случае будущий мастер сможет предварительно ознакомиться с учебным планом и узнать продолжительность обучения.

Подготовка рабочего места

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора

Если для работы используется липа — важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий