Процесс чеканки своими руками
Учиться искусству чеканки начинают с простых изображений, которые нетрудно найти через интернет в свободном доступе. После освоения навыков работы с разными типами чеканов переходят к сложным композициям. Для выполнения первых объемных изображений лучше выбрать медь.
Важно сразу научиться правильно вести чекан. Его держат, немного отклоняя назад, пальцами левой руки, не используя мизинец
Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу
Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил
Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу. Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил.
Чтобы улучшить пластичность, лист металла отжигают. Чеканку начинают с нанесения наружных контурных линий на лицевой поверхности. С изнанки контур вытягивают после набивки внутренних линий. Затем набивают и выравнивают основной рельеф. Работу завершают декоративной обработкой.
Поскольку финишную отделку выполняют токсичными веществами при работе в домашних условиях необходимо соблюдать правила техники безопасности обращения и хранения агрессивных жидкостей. Обработку проводят внутри вытяжного шкафа или обеспечивают эффективную вентиляцию помещения. Емкости с реактивами закрывают хорошо притертыми пробками.
В настоящее время чеканка очень популярна. Поэтому после освоения этого вида художественной обработки металла можно организовать прибыльное дело. Тематические рисунки можно легко найти в интернете и на их основе создавать оригинальные композиции.
Материалы и инструмент для чеканки
При изготовлении чеканки по металлу используют мягкий тонколистовой металлопрокат. Толщина листового металла обычно колеблется в пределах 0,5-0,8 (мм). Для некоторых работ могут использоваться листы толщиной до 1,5 (мм).
Мягкий тонколистовой металл является пластичным, что позволяет инструменту оставлять на поверхности листа заметный оттиск.
В основе листового проката могут находиться следующие металлы и сплавы:
- Платина
- Золото
- Серебро
- Медь
- Латунь
- Бронза
- Оцинкованное железо
При обучении и отработке новых приемов чеканки нередко используют простую кровельную жесть. Если же мастер работает с объемной чеканкой, то допустимо использование стальных листов.
Касательно инструментария для чеканки по металлу, при создании оттиска мастеру необходимы:
- Чекан
- Ударный инструмент
- Мягкая подложка
- Чертежный инструмент
Если же говорить за объемную чеканку, то может потребоваться специализированное кузнечно-прессовое оборудование, а также фигурные матрицы, наковальни, молот и прочее-прочее.
Чекан представлен стержнем с рукояткой. Стержень чаще всего закруглен и имеет узкий рабочий профиль. Форма рабочей части чекана может быть различной, зависимо от рельефа, который нужно продавливать, а также от вида чеканки.
Нередко мастера создают свои собственные по форме чеканы. Такой инструмент является уникальным, что находит реальное отражение на чеканке. Уникальный профиль дает возможность добиться индивидуального рифления металлической пластины.
Рукоятка чекана должна удобно лежать в руке. Только в этом случае у мастера получится безопасно и плодотворно потрудиться над созданием чеканки. Ведь продавливание металла, пусть и тонколистового, требует от мастера приложения немалой силы.
Ударный инструмент необходим для воздействия на чекан. В роли ударного инструмента обычно используется киянка либо молоток.
Конечно, можно продавливать металл и от руки. Но далеко не всегда рифление удается сделать вручную. Иной раз для продавливания металла необходима увеличенная сила. Как раз для таких случаев и нужен ударный инструмент.
При выборе ударного инструмента следует проконтролировать, чтобы боек подходил к ручке. Если чекан имеет деревянную или пластиковую рукоятку, то необходимо использовать киянку с соответствующей контактной частью.
Мягким основанием могут выступать:
- Натуральная древесина
- Пробковое дерево
- Кожа или войлок
- Лист резины или пластика
- Чехол с песочной набивкой
В некоторых случаях при изготовлении чеканки по металлу используются различные по мягкости поверхности, зависимо от типа рифления (глубокое, поверхностное, фигурное или прямолинейное).
Чертежные принадлежности необходимы для предварительной разметки рабочей поверхности чеканки.
Даже профессиональные мастера в большинстве случаев вначале делают на металлическом листе набросок будущего рифления карандашом. В прошлом к ответственной чеканке допускали лишь мастеров с опытом в живописи и художественной росписи.
Сегодня же набросать на поверхность листа красивый сюжет может даже далекий от живописи человек. Существуют всевозможные кальки и переводки, которые позволяют просто перенести на металл художественную работу профессионала.
Как чеканить металл.
Первый массовый чекан
Нанесением рисунка, отображающего независимость государства и его финансовую состоятельность, на Руси озаботились спустя 4 века, после победы, одержанной русским оружием в знаменитой Куликовской битве. Многовековое иго было побеждено, и страна нуждалась в утверждении своей независимости. Была проведена денежная реформа, в ходе которой серебряные монеты уменьшились в размере и стали иметь массу не более грамма. Номинал их не указывался цифрами, а определялся по изображениям, среди которых были петухи, всадник, человеческая голова, пеший воин и фантастические 4-лапые животные.
Прошло еще 3 века, и на Руси появились первые медные монеты, которые получили название «пулы». Чеканили их из медной проволоки, а номиналом приравнивали к серебру. В монетных делах страны царило самоуправство, которое в итоге привело к бунту, вошедшего в историю как «медный». В дальнейшем возврат к медному чекану произошел уже в годы правления Петра.
Мастер-класс чеканки из фольги своими руками для деток
Чеканку делали еще в древние времена и такие изделия были такими дорогими, что лишь богатые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас в наше время не только каждый может купить ее, но и сделать в домашних условиях. Каким образом? Об этом пойдет речь в нашей статье. Мы рассмотрим мастер-класс чеканки из фольги своими руками, которую можно повесить или же поставить у себя дома. В качестве подарка она тоже отлично подойдет.
Для начала мы рассмотрим простой вариант создания чеканки.
Начинаем с простого
В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.
Материалы понадобятся следующие:
лист фольги или же банка алюминиевая; подложка под лист фольги
Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина; для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее; трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать; ножницы; линейка
В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее; трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать; ножницы; линейка.
Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.
Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.
Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».
Нам понадобится:
- фольга;
- картон;
- инструмент (кисточка, палочка для суши);
- шаблон или трафарет;
- подложка (ею может оказаться альбом или фетр).
Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:
Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.
После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.
Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.
Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.
Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.
Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:
Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.
Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.
В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.
Теперь обратной стороной вверх кладем на стол нашу работу. Возьмем картон.
Затем наложите картон на фольгу.
Загибаем краешки.
Подарок готов! Если есть подходящая рамочка, то можно вложить в эту рамочку свою работу. Для детей процесс покажется очень увлекательным, можете не сомневаться. Девочки по такому же принципу могут сделать цветок для мамы.
Видео по теме статьи
А в следующих видео вы сможете посмотреть мастер-классы по созданию чеканок.
Ручной чекан современного периода
Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.
Золотые монеты в «proof» качестве
Поле таких образцов выполняется зеркальным, а само изображение остается матовым. Их не выбивают из металлической ленты, а отливают, после чего наносится гуртовка и производится двойной чеканный удар. Поле полируется уже после того, как готов рельефный рисунок.
«Brilliant Uncirculated»
Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.
Улучшенный UNC
Чеканка производится механически с использованием обычных штемпельных пар, но затем монета извлекается вручную для исключения повреждений и сразу же помещается в капсулу, конверт или запайку.
Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги учебно-методический материал на тему
Материал разработали:педагог дополнительного образованияЦДТ «Царицыно»Ганжинова Анна МихайловнаМетодист ЦДТ «Царицыно»Некрасова Елена НиколаевнаИзготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги
Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.
Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется ударами особым молотком по специальным инструментам — чеканам. Работы ведутся по поверхности листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При изготовлении сосудов ее заливают внутрь. Чеканка широко распространена при изготовлении различных декоративных художественных изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов (о технике чеканки см. приложение №2). Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не требующий использования специальных инструментов и оборудования, доступен детям. Фольга – это тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Фольга появилась в XIX в., когда металл стали раскатывать на блюминге. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком, поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.
При изготовлении любой модели нужно помнить, что рельеф должен быть не высоким и не должен иметь острых частей, иначе фольга может лопнуть. Для получения хорошего отпечатка целесообразно распределить насыщенность изображения элементами равномерно по всей поверхности модели. Также необходимо учитывать появления световых бликов, в связи со значительной светоотражающей способностью фольги. Блики могут либо помочь выявлению объема, либо привести к разрушению зрительного восприятия объекта в целом. Чтобы избежать нежелательного светового эффекта, нужно стремиться все поверхности выполнять в виде плоскостей и поменьше допускать сферических форм и «пузырей». Тогда световые пятна будут возникать не случайно на местах вздутий, а распределятся по границам переходов одной плоскости в другую, способствуя лучшему контрасту и выявлению объема.Материалы и оборудование: Карандаш. Бумага для эскизов. Копировальная бумага. Фольга в рулоне. Ручка (для тиснения рисунка). Картон для основы. Клей ПВА. Нитки для вязания и шнуры. Картон для плоских деталей. Краски акриловые. Клеевой пистолет (для педагога).Этапы выполнения панно:
Выполнить эскиз рисунка на бумаге или непосредственно на плотной основе. Можно взять готовый рисунок и скопировать его. Достаточно нанести основные контуры.
- Нанести по контурам рисунка клей ПВА.
- Приклеить детали последовательно.Если есть большие плоские детали, то вначале приклеить их, а затем приклеить нитки на контуры рисунка (или шнуры).
- Дать время для того, чтобы детали хорошо приклеились к основе и высохли.
- Смазать работу тонким слоем клея ПВА.
- Покрыть всю работу фольгой, тщательно прижимая к деталям.Размер фольги должен быть больше размера основы.
- Загнуть фольгу по краям— аккуратно и плотно.
- Края подклеить.
- Доработать тупым концом ручки желаемые детали рисунка.
- Нанести краску на всю работу.
- Снять слой краски с наиболее выпуклых частей рисунка.Лучше протирать нежными прикосновениями с помощью тампона или губки.
- По желанию можно нанести на отдельные участки рисунка краски других оттенков.
- Приклеить с помощью горячего пистолета верѐвочку для подвешивания панно на стену.
Методы тиснения
Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.
Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.
На бумажной поверхности
Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:
- С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
- С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.
Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.
На металле и дереве
Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент. Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.
Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:
- рулонное (для мягких изделий);
- листовое техническое (для изготовления картин);
- толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).
Виды чеканки
В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:
- Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
- Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
- На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
- Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.
Чеканка XV века
В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:
- Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
- Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
- Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
- После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.
Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.
Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.
Чеканка XVI века
Золотая эпоха ренессанса не оставила в стороне и монетное дело. Непосредственное участие в прогрессивном процессе принял самый знаменитый человеческий гений этого времени — Леонардо да Винчи. Именно ему монетные дворы этого периода обязаны изобретением пресса, предназначенного для вырубки идентичных монетных дисков-заготовок из цельной металлической ленты. Следом был изобретен вальцевальный станок, дающий возможность заготовки цан (стержневой формы метала), от которых специальными вращающимися инструментами отделялись тонкие пластины. Ранее это делалось вручную. Многократная протяжка металла (в основном серебра) позволяла получить заготовку нужной толщины, с которой последовательно вырубались одинаковые кружки.