Инструкция по ремонту
В процессе эксплуатации бензопилы вы можете столкнуться с некоторыми проблемами. Например, если не запускается двигатель, нужно проверить наличие искры в топливном баке или топливной камере
Важно удостовериться еще и в том, что нет нарушений изоляции. Перебои в работе двигателя могут быть вызваны попаданием воды в топливную смесь
Иногда к такой неприятности приводит разгерметизация цилиндровых соединений.
Порой требуется регулировка карбюратора. К такой необходимости может привести избыточный объем топливной смеси. Если эту проблему вы устранили, а работоспособность агрегата не была восстановлена, можно осуществить еще и чистку глушителя. Для самостоятельной регулировки карбюратора следует воспользоваться некоторыми рекомендациями.
На первом этапе следует прокрутить топливный винт до упора. Его отвинчивают на 3 оборота. Воздушный винт нужно закрутить максимально прочно. Винт отвинчивается на пару оборотов. С помощью герметика нужно выполнить уплотнение. Переходная муфта обертывается тонкой жестяной полоской.
Основная настройка
На любой современной пиле карбюратор имеет три специальных винта:
- L — для жиклера низких оборотов.
- H — предназначен для регулировки жиклера с высокими оборотами.
- Т — винт для «подгонки» холостого хода.
Первичную настройку проводят еще на заводе-изготовителе. Заметим, что эта регулировка предусматривает несколько более насыщенную топливную смесь. Ее нужно сохранять в первые часы, когда работает бензопила. Регулировка карбюратора в дальнейшем предполагает более точные настройки.
Несмотря на то, что бензопилы Дружба имеют высокое качество сборки, им свойственно периодически выходить из строя и правила исправления, наиболее часто встречающихся неисправностей, должен знать каждый владелец этого инструмента.
Сейчас читают: Электропила Stihl 141 С-Q : технически характеристики, правила эксплуатации и техника безопасности
Двигатель не заводится:
- На свече зажигания образовался нагар или выставленный неправильный зазор, пропала искра.
- Засорился воздушный фильтр.
- Отсутствие топлива.
Падает мощность:
- Засорился воздушный фильтр.
- Неправильно настроен карбюратор.
- Неправильная пропорция топливной смеси.
- Подробное описание неисправностей приведено в инструкции по эксплуатации.
Пильная фурнитура связана с мотором при помощи фланцевых соединений, которые фиксируются крепящимся на рукоятках бензопилы хомутом. Благодаря такой необычной компоновке оператор получает возможность поворачивать шину с пильной цепью под любым, требуемым для работы углом. Помимо этого, данный способ соединения пильной фурнитуры и мотора дает возможность использовать последний в случаях, если появилась необходимость изготовить различные самодельные бытовые агрегаты.
С приготовлением топливной смеси в конструкции бензопилы Дружба 4 справляется карбюратор, состоящий из двух камер. За образование искры, необходимой для воспламенения топлива, отвечает электронное зажигание и свеча. В устройстве бензопилы предусмотрен стандартный глушитель, функция которого заключается в снижении уровня шума при работе с инструментом.
Для передачи и преобразования крутящего момента мотора в конструкции бензопилы Дружба предусмотрен редуктор. Он отличается высокой надежностью и крайне редко требует ремонта даже при эксплуатации бензопилы в тяжелых условиях.
Инструкция по эксплуатации
Чтобы бензопила Дружба 2 прослужила максимально долго, и в процессе эксплуатации не возникло неприятных ситуаций (с бензопилой все же надо уметь работать), не лишним будет соблюдать некоторые правила.
- Бензопилу следует хранить в специальном чехле и в помещении, где нет избыточной влажности.
- Бак для топлива и масла должен наполняться свежим бензином и смазочной жидкостью перед каждым запуском.
- Перед тем как завести бензопилу, необходимо проверить все узлы.
- Цепь не должна провисать, но и сильно натягивать ее также не стоит.
- Прежде чем начать пилить, инструмент должен поработать несколько минут на холостых оборотах.
- Ни в коем случае не допускается топливная заправка при заведенном двигателе.
- По окончании работ необходимо очистить все узлы от опилок и грязи.
- Каждые 20-25 часов работы бензопила нуждается в тщательной промывке и смазке основных деталей.
Бензопила Дружба-4: инструкция по ремонту и замене запчастей своими руками
В состав бензопилы «Дружба-4М Электрон» входит:
- двигатель;
- редуктор;
- рама;
- пильный аппарат, включающий пильную шину, натяжное устройство и пильную цепь4
- съемный стартер;
- система питания;
- смазочная система пильного аппарата.
С целью понижения шума при выпуске отработанных газов и для гашения искр, в комплектацию двигателя входит глушитель. Следует отметить, что запчасти на данную модель найти достаточно легко, поэтому самостоятельный ремонтне вызывает сложностей. Поломки бензопилы условно подразделяются на следующие группы:
- проблемы со смазочной системой;
- проблемы с любыми узлами двигателя;
- поломка самого двигателя;
- проблемы с контактным зажиганием;
- полоски в прочих узлах.
Краткая инструкция по ремонту:
- если не запускается двигатель, то следует проверить наличие топлива в баке и топливной камере, наличие искры между электродами свечей зажигания, а также убедится в отсутствии нарушений изоляции;
- перебой в работе двигателя часто бывает вызван попадание в топливную смесь воды и не герметичностью цилиндровых соединений;
- быстрый перегрев и потеря мощности двигателя наблюдаются при бедной рабочей смеси, неотрегулированном карбюраторе и не приработанном двигателе;
- перегрев редуктора чаще всего бывает вызван недостаточным количеством смазки.
Все проблемы, связанные с получение недостаточно ровного пила, тяжестью распиливания и получением нехарактерных размеров опилок, связаны с цепью бензопилы.
Что можно сделать из старой бензопилы “Дружба”
Можно с уверенностью сказать, что популярность бензопил “Дружба” осталась в прошлом — слишком много более совершенных аналогов присутствует на рынке. Однако не стоит списывать некогда востребованную цепную пилу и отдавать в металлолом. Существует масса самоделок из бензопил “Дружба”. Давайте проследим за доработками и переделками, узнаем, какую жизнь может получить устаревший инструмент:
Снегоход из бензопилы “Дружба” (сразу предлагаем чертежи этого агрегата, которые помогут соорудить снегоход своими руками);
1– руль; 2 – топливный бак (от бензопилы «Дружба»; 3 – силовой агрегат (от бензопилы «Урал»); 4 – втулка стойки рулевой лыжи (труба диаметром 30-2 шт.); 5 – рулевая лыжа (2 шт.); 6 – приводное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s15, 2 шт.); 7 – гусеница (от снегохода «Буран», укороченная); 8 – рама; 9 – опорный каток (от картофельной сортировки, 18 шт.); 10 – подкос спинки-ограничителя (труба ½); 11 – натяжное устройство гусеницы (2 шт.); 12 – натяжное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s15, 2 шт.); 13 – подшипник №80204 в корпусе (4 шт.); 14 – короб-багажник дно-фанера s4, борта доска s20); 15 – сидение (крышка-фанера s4, поролон, кожзаменитель); 16 – 1-я ступень цепной передачи; 17 – 2-я ступень цепной передачи; 18 – спинка-ограничитель сидения (труба ½ дюйма); 19 – ведомая звездочка 1-й цепной передачи (большая звездочка ходоуменьшителя, промежуточного вала); z=38; 20 – ведущая звездочка 2-й ступени цепной передачи (малая звездочка ходоуменьшителя), z10; 21 – ведомая звездочка 2-й степени цепной передачи (приводная звездочка ведущего вала гусеницы), z18; 22 – ведущая звездочка 1-й ступени цепной передачи (звездочка выходного вала редуктора), z12; 23 – рычаг поворотного кулака; 24 – рулевая тяга (2 шт.); 25 – рулевой вал с сошкой; 26 – балка переднего моста (труба диаметром 30); 27 – приводной вал гусеницы; 28 – натяжная ось гусеницы.
Мопед из мотопилы “Дружба 4” :
- Мотоцикл из цепной пилы “Дружба”.
- Велосипед с двигателем от бензопилы “Дружба”.
- Мотоблок с двигателем от бензопилы “Дружба”. Ниже предложены чертежи такого мотоблока:
1 — ручка газа 2 — рычаг переключения скоростей, 3 — рычаг сцепления, 4 — ручка управления, 5 — рама, 6 — кронштейн задней навески рабочих орудий, 7 — грунтозацепы. 8 — колесо, 9 — промежуточный узел, 10 — бак, 11 — двигатель. 12 — кожух вентилятора,13 — дефлектор цилиндра, 14 — копирующее колесо, 15 — вилка копирующего колеса, 16 — регулировочная тяга, 17 — лапа культиватора.
Навесное оборудование также можно сделать своими руками, переоборудовав мотоблок в:
- окучник;
- косилка;
- снегоуборочную насадку;
- картофелекопатель;
- сажалки и т. д.
Можно также изготовить из пилы “Дружба” самостоятельные устройства:
Лодочный мотор из бензопилы “Дружба” — как это выглядит показано на видео:
Основные неисправности и способы их устранения
Основные неисправности, встречающиеся при эксплуатации пилы Дружба:
- Сложности с пуском мотора возникают при недостаточном уровне бензина в баке или засорении трубопровода. Дефект наблюдается при чрезмерном обогащении смеси. Для восстановления работоспособности необходимо продуть двигатель прокруткой ручным стартером. Если пила хранилась несколько месяцев с заполненным баком, то качество топлива падает из-за испарения летучих фракций бензина.
- Мотор не заводится из-за неправильной регулировки зажигания. Необходимо выставить зазоры в контактной группе в соответствии с инструкцией. Дополнительно проверяются расстояния между контактами свечи зажигания.
- Недостаточная мощность мотора указывает на износ поршневой группы или наличие зазоров в токе соединения цилиндра и картера. Проблема возникает при засорении жиклеров, которые требуется промыть и провести регулировку карбюратора.
- Нагрев картера редуктора во время работы пилы указывает на снижение уровня смазки. Для ремонта бензопилы Дружба требуется ввести смазку типа Литол-24 или Консталин-1 в картер механизма.
- Засорение воздушного сопла и жиклеров приводит к перебоям в подаче топливной смеси и провалам в работе двигателя. Для восстановления работоспособности требуется снять устройство и промыть детали в чистом бензине. Проверить подвижность дроссельной заслонки — при заедании элемента поток воздуха не достигает больших скоростей и не обеспечивает забор топлива через жиклеры.
- Нарушение геометрии пропила указывает на неправильную заточку или деформацию зубьев.
Обзор модельного ряда
Все выпускавшиеся бензопилы Дружба оснащались мотором МП-1 с воздушным охлаждением; воздух подавался маховиком, на котором выполнены лопатки. Для питания использовали карбюратор с диафрагмой, который обеспечивал подачу смеси независимо от положения инструмента. Высокая мощность и вес оборудования ограничивали сферу использования инструмента, который поставлялся в лесозаготовительные предприятия. Для работы силового агрегата использовалась смесь бензина и масла для двухтактных двигателей (которое заменялось моторным М8).
Дружба 2
Ранний образец пилы, оснащенный мотором мощностью 3 л.с. Рукоятки, изготовленные из стальной трубы, прикручены болтами к картеру маховика двигателя. В конструкции не предусмотрены демпфирующие прокладки в точках крепления мотора, тормоз цепи. Смазка инструмента производится вручную, централизованная подача жидкости не установлена. Выпуск инструмента продолжался несколько лет, после чего на смену пришли бензопилы с усовершенствованной конструкцией.
Дружба 4
Рукоятка закреплена на отдельном литом хомуте, надетом на картер мотора. Объем двигателя МП-1 остался прежним (94 см³), но доработка схемы газораспределения и установка модернизированного карбюратора повысили мощность до 4 л.с. Также возросло допустимое количество оборотов (до 5200 в минуту), при этом масса инструмента осталась неизменной (12,5 кг). Система смазки цепи на заводе не устанавливалась, владельцы впоследствии самостоятельно дорабатывали инструмент.
Дружба 4-А
Недостатки, выявленные в процессе промышленной эксплуатации ранних моделей пил Дружба, привели к созданию очередной модификации 4-А. В конструкцию ввели систему подачи масла на полотно (самотеком), стали использоваться усиленные подшипниковые опоры коленчатого вала. На бензопиле появился аварийный тормоз, который включается при разрыве цепи. Двигатель оснастили улучшенным карбюратором КМП-100 и модернизированным магнето. Мощность и остальные технические характеристики пилы остались неизменными.
Дружба-4А-Электрон
Для повышения эксплуатационных характеристик на пиле установили транзисторный блок зажигания, который обеспечивал устойчивое искрообразование. Мотор стал запускаться при низкой температуре воздуха без предварительного прогрева. Остальное устройство инструмента изменений не претерпело.
Дружба 4М Электрон
Модификация Дружба М получила блок автоматической смазки рабочей цепи. Доработкам подверглись демпфирующие элементы, на рукоятках стали применяться резиновые накладки с увеличенной толщиной стенки. Для подготовки рабочей смеси используется мембранный карбюратор КМП-100У, подача топливной жидкости осуществляется самотеком. Вес gbks составляет 12,5 кг; для валки деревьев применяется шина длиной 450 мм.
Дружба-5Э
Бензопила отличается применением двигателя с повышенной до 5 лошадиных сил мощностью. В конструкции применена коническая главная пара, позволившая передавать возросший крутящий момент и одновременно снизившая до 11,7 кг вес оборудования. Точки крепления силового агрегата к раме оборудованы резиновыми втулками, снизившими уровень вибраций при работе. Введена система автоматической смазки цепи при помощи помпы, подающей жидкость из отдельного бачка.
Дружба-Алтай
Пила представляет собой установку 4М, собранную на производственной площадке завода «Сибприбормаш» (Алтай). Оборудование оснащалось модернизированным карбюратором КМП-100У и бесконтактной системой зажигания. Для подачи топлива применен насос. Внешних отличий оборудование не имеет, кроме применения защитного кожуха для воздушного фильтра. Бензопила отличается улучшенными характеристиками запуска. Выпуск изделий прекратился во второй половине 90-х гг.
Дружба 60
Пила оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 3 л.с. при рабочем объеме 94 см³. Применен тросовый стартер с принудительным возвратом шнура на катушку, регулятор частоты вращения вынесен на правую рукоятку. Для привода цепи применен редуктор с передаточным числом 0,319. Крутящий момент от коленчатого вала передается к шестерням автоматической центробежной муфтой, требующей регулировки в процессе эксплуатации.
Преимущества и недостатки
Положительные качества бензопил марки Дружба:
- высокая производительность и возможность длительного время работы без перерывов в течение 50 мин;
- простая конструкция;
- наличие высоких рукояток, благодаря которым можно пилить в положении стоя, также они обеспечивают более безопасное пользование и снижают уровень вибрации;
- доступное расположение всех деталей;
- цепь приводится в движение высокими оборотами двигателя, на холостых она неподвижна;
- можно использовать низкооктановое топливо;
- наличие аварийного тормоза в большинстве моделей;
- при застревании пильной цепи пила не глохнет;
- точный и ровный распил;
- срок службы при соблюдении правил эксплуатации и надлежащем уходе может составлять от 15 до 30 лет.
Главный недостаток – большой вес. Также из-за того, что стартер съёмный, он часто теряется, и нет кнопки Стоп.
Благодаря простой конструкции ремонт бензопилы Дружба можно провести своими руками. Так, например, в пилах этой марки часто возникают проблемы с зажиганием, особенно, если установлено контактное. Оно крайне чувствительно к различным маслам и бензину. Поэтому лучше приобрести вместо него электронное зажигание. Тем более что запчасти контактного для бензопилы дружбы стоят недёшево и незаменяемые.
Если свечи сильно заливает, то следует обратить внимание карбюратор. В этом случае необходимо немного подогнуть внутрь бензиновый клапан, в итоге уменьшится количество подаваемого топлива и свечи перестанут намокать
Также легко регулируется карбюратор:
- До конца закручивается топливный винт и отвинчивается обратно на 3 оборота.
- Закрывается полностью воздушный винт и отворачивается на 2 оборота.
По сравнению с другими моделями бензопила Дружба продаётся за меньшую цену, за счёт малого количества функций, но имеет отличное качество и длительный срок эксплуатации, которым не смогут похвастаться импортные модели.
Основные неисправности бензопилы Дружба – видео
Конечно это двуручная пила
, да работать-то приходится одному. Вы когда-нибудь пробовали? Да, понятное дело, кто сейчас будет пилить дрова врукопашную? Везде продаются бензопилы, электропилы… Но во-первых они ПРОдаются а не ОТдаются. Во-вторых требуют себе бензин-масло-лепестричество. Которые тоже надо покупать. В третьих, самое печальное, имеют свойство отказывать в самый неподходящий момент. Когда холодно а за нужной шестерёнкой 200 км. ехать надо. Бывало?
Зато наша родная двуручная пила «Дружба 2
» практически безотказна. И работает куда тише (если, конечно, кусок бревна на ногу не упадёт, тогда громко). Но опять-таки, для работы с ней — помощник нужен (Гомо Сапиенс). Впрочем если Сапиенс ты сам, то можно обойтись. Легким движением руки брюки превра… двуручная пила превращается в лучковую. Правда, здоровую. Вместо ручек вставляем длинные палки, посередине палку ещё длиннее и банально скручиваем сверху подходящим жгутом…
Всё!
«Дружба 2
» приобрела необходимую жёсткость и стала «Дружба-1». Можно пилить. Чем я много лет и занимался, пока на лесопилке не стали продавать горбыль на дрова. Теперь хватает паркетки а то и просто электролобзика. НО!! Вот с электричеством у нас часто бывают заморочки. Ну уж такие у нас энергосберегающие электрики водятся. Или вместо 220V дадут 170 и радуйтесь… Пришлось и тут выдумывать. Для горбыля двуручная пила
великовата. Пришлось заняться лучковой мелочью. Сначала просто кусок пилильной ленты, подобранной на умирающем заводе приспособил, а потом купил полотно с зубом «кремлёвская стена» и тоже по-быстрому склепал ему лучковый станочек. Теперь лежат в запасе, есть не просят но пару раз здорово выручили. Полотна тонкие, в отличие от обычной ножовки. Дерева убирают меньше. Чтоб лента во влажной древесине на вязла, болгаркой наделал ей надрезов. А то «стена» вечно куда-то вбок уходит. Хотя пилит лучше. Ну а для чего покрупнее — там властвует двуручная пила. Так что ни бензин мне не нужен ни гнусный звук. Так оно, конечно, потруднее…
Зато в тишине.
Удачи.
Почему не набирает обороты Дружба 4
Запуск мотопилы Дружба 4 – самый технически сложный процесс, в котором задействуются все системы бензопилы. Но если завести двигатель удалось, а при нажатии на ручку газа пила не набирает обороты, причин может быть много:
- Неисправности в двигателе: моторесурс выработался, цилиндр или поршневые кольца износились, заржавели или на них появились задиры;
- Неисправности в системе зажигания: вышла из строя свеча или обмотка катушки – искра слабая или не образуется вообще, не может воспламенить топливную смесь;
- Неисправности в карбюраторе: неправильная настройка, разбалансировка крепежных болтов крышки карбюратора;
- Разгерметизация топливной системы, картера двигателя;
- Большой нагар в глушителе, выпуск отработанных газов затруднен.
Устранение причин неисправности системы зажигания
- Выкрутить свечу, просушить ее если залита топливом, заменить на новую если на ней сильный черный нагар.
- Убедиться, что катушка не вплотную прижата к магнитам, должно быть расстояние до 0,2 мм и свободный ход. Если это не так, закрепить катушку на необходимое расстояние.
Если эти манипуляции не помогли, можно самостоятельно проверить весь свечной блок на предмет искроподачи через сетевой провод. Если искра есть, но вы не можете понять причину неполадки – лучше отдать бензопилу в сервис.
Устранение причин неисправности карбюраторного блока
- Выполнить правильную регулировку карбюратора мотопилы. Как это сделать читайте выше.
- Снять крышку карбюратора, проверить наличие всех частей и их ход внутри блока, закрепить крышку на место, равномерно закрутив крепежные винты, проверив плотное прилегание крышки карбюратора.
Устранение причин неисправности выхлопной системы
Демонтировать глушитель, механически удалить нагар со стенок, при необходимости можно использовать уайт-спирит, ВД-40 или другие растворители.