Лебедки ручные и электрические: назначение, устройство и использование

ГОСТ

Для разных видов лебедок разработаны технические условия, которые вошли в конкретные ГОСТы:

  • ГОСТ 7014-74 – для ручных однобарабанных моделей, тяговое усилие которых находится в пределах 12,5 – 80 кН, исключая варианты для подъема людей, крановые и настенные. На данный момент отменен, а взамен действует ТУ 22-4929-81.
  • ГОСТ Р 52218-2004 – для проходческих вариантов.
  • ГОСТ 12617-78 – для судовых грузовых моделей.
  • ГОСТ 15035-80 – для скреперных подземных лебедок.

Маркировка

В маркировке лебедки, как правило, присутствует ее максимальное тяговое усилие, а также единицы его измерения (S, U, LB и так далее).

Следовательно, модель 16800LB обладает тяговым усилием в 7620 кг, так как 1 lb = 0,454 кг.

Скреперные подземные лебедки изготавливаются в следующих вариантах исполнения:

  • 2С – двухбарабанная модель с соосным расположением барабанов и мотора.
  • 2СК – предыдущий вариант, но для калийной промышленности.
  • 2П – Два барабана и двигатель расположены параллельно друг другу.
  • 3С – соосное расположение трех барабанов и двигателя.

В данном случае указывается в условном обозначении типоразмер, модернизация (буквы), экспортное исполнение и настоящий стандарт.

Сертификаты

Лебедки подлежат сертификации с целью подтверждения соответствия их безопасности и качества установленным нормам.

На разные типы изделий оформляются соответствующие сертификаты:

• ТР ТС 010/2011 “О безопасности машин и оборудования” – для механических моделей.

• Для электромеханических вариантов — дополнительно ТР ТС 020/2011 “Электромагнитная совместимость технических устройств” и ТР ТС 004/2011 “О безопасности низковольтного оборудования”.

Что такое электрическая лебедка?

Даже при возведении храмов и пирамид находчивые строители старались упростить подъемно-спусковые работы посредством использования хитрых приспособлений. Оптимальный вариант – уменьшить тяговую нагрузку при помощи барабана или редуктора. Электрическая лебедка – это следующий этап развития данных устройств. Вместо ручного усилия или дизеля для запуска привода в таких механизмах задействуется электричество.

Устройство электрической лебедки

Данное приспособление не является слишком сложным механизмом, разобраться в его устройстве относительно просто. Лебедка электрическая бытовая состоит из следующих узлов:

  1. Барабана для наматывания троса – от его размера зависит высота поднятия груза.
  2. Электродвигатель – грузоподъемность и скорость поднятия напрямую зависят от его характеристик.
  3. Понижающий редуктор.
  4. Рама – опорная деталь электрической лебедки, ее прочность влияет на надежность всего механизма.
  5. Тормоз.
  6. Трос – от качества каната зависит безопасность работ.
  7. Пульт управления.

Принцип работы электрической лебедки

При включении мотора барабан вращается, и трос начинает наматываться или раскручиваться в зависимости от направления вращения вала. Понижающий редуктор в приспособлении служит для замедления оборотов электродвигателя и регулировки плавности хода. Тормозные диски предназначены для фиксации груза в заданном положении. Лебедка электрическая цепная работает аналогичным образом.

Схема подключения электролебедок

Работа с электрической лебедкой сопряжена с определенными рисками и относится к категории опасных занятий

Эксплуатировать приспособление следует с максимальной осторожностью и внимательностью, с четким соблюдением требований инструкции по эксплуатации. Прежде чем приступить к использованию грузоподъемного устройства, следует внимательно изучить схему подключения, подсоединить все провода в указанной последовательности

Если планируется подключение к сети 220В, к монтажной колодке будет крепиться 3 провода (фаза, ноль, заземление). При подключении электрической лебедки для подъема к трехфазной системе, потребуется присоединение 4 проводов (3 фазы и ноль). Если после подключение механизма, вращение барабана происходит в другую сторону, это означает, что 2 крайних провода из имеющихся трех, на которых подключена фаза, нужно поменять местами. От правильности подключения механизма зависит корректность его работы.

Особое внимание следует уделить состоянию грузозахватных элементов, канатов, тросов. При наличии деформаций, трещин или признаков износа, тросы придется заменить

Крюк каната должен располагаться вертикально над грузом. Перед тем, как включить устройство, нужно убедиться в том, что в рабочей зоне нет посторонних, надежны точки крепления, рычаг включения приведен в нерабочее положение. Исправность тормозного устройства проверяют на холостом ходу. Запрещено изменить направление хода до полной остановки оборудования. Расстроповка груза должна выполняться после полного его опускания и закрепления.

Проводить ремонт и техническое обслуживание лебедки во время работы категорически запрещается. Нельзя оставлять включенную электрическую лебедку без присмотра. Если самостоятельно разобраться в подключении и особенностях использования грузоподъемного оборудования сложно, следует заручиться помощью более опытного специалиста.

Назначение электрических лебедок

Электрические лебедки считаются более сложным механизмом, так как их конструкция оснащена приводом, приводящим их в действие посредством электричества. В этой связи область применения зависит от наличия источника питания.

Назначением являются грузоподъемные работы,производства подъемно-транспортных операций, эвакуаторные и строительные-монтажные работы, буровые установки, краны, мачтовые подъемники, передвижение автомобилей, квадрациклов, а так же вагонов и цистерн по железнодорожным путям.

Назначение автомобильных лебедок и лебедок для квадрацикла

Прямым назначением лебедки для автомобиля и квадрацикла является возможность быстро и легко вытащить транспортное средство из непреодолимой ловушки. Это могут быть снежные заносы, грязь, трясина, непролазное болото и много другое. Это незаменимый атрибут для всех любителей активного отдыха спорта. Во время проведения экстремальных соревнований по офф-роуду, на охоте и на рыбалке, данный инструмент может стать единственным спасителем в экстренной и нестандартной ситуации.

Назначение строительно-монтажных тяговых лебедок

Электрические лебедки данного типа применяются для подъемно-транспортных работ, погрузки или разгрузки, в качестве элемента различных строительных подъемных механизмов для возведений и наружных отделок зданий, в том числе тяговая лебедка может использоваться для комплектации подъемных устройств, необходимых в производстве и строительстве. Комплектуются такие лебедки тросом или канатом. Рекомендуемый температурный режим работы: + 40; — 40 С. Места применения — не взрывоопасная среда. В отдельных случаях, лебедки производятся со специальным электрооборудованием.

Назначение маневровых лебедок

Одним из предназначений маневровых лебедок, является погрузка и разгрузка продукции с вагонов и применяются они в основном в железнодорожной отрасли. С целью транспортировки вагонов и полувагонов, железнодорожных платформ и цистерн, их устанавливают вблизи железнодорожных путей и на других прирельсовых участках.

Одна маневровая лебедка способна переместить до 17 ж/д вагонов либо платформ, с массой до 1,2 тыс. тонн, не учитывая при этом массу самого состава. По этой причине её применяют не только в комплектации маневрового устройства, но и в качестве его самого. Такие лебедки дают возможность сократить затраты на подобные работы, и обойтись без использования маневрового тепловоза. Ещё одним важным плюсом в маневровой лебедке, является её экономичный электродвигатель, с помощью которого достигаются минимальные электро затраты при эксплуатации.

Назначение буровых лебедок

Буровые лебедки предназначены для буровых работ, куда входит:

  1. Опускание и подъем буровых вышек;
  2. Подъем и спуск колонн бурильных труб;
  3. Подведение долота на скважины;
  4. Передача мощности на ротор;
  5. Использование в составе буровых установок;

На ряду с буровыми лебедками, широкое применение в этой сфере находят вспомагательные буровые лебедки. Их назначением является транспортирование грузов и инструментария на буровые площадки с приемных мостиков, свинчивания и развинчивания обсадочных труб.

Советы по эксплуатации

Чтобы самодельная лебёдка служила долго, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Устройство необходимо всегда максимально надёжно крепить к основанию или опоре.
  • Подшипники и другие подвижные части нужно регулярно смазывать. Можно использовать жидкие или густые смазки.
  • Перед эксплуатацией следует проверить работоспособность всех узлов.
  • Лебёдка должны быть установлена так, чтобы груз находился в поле зрения человека.
  • Нельзя превышать максимально допустимую нагрузку. Это чревато разрывом троса, поломкой самой лебёдки и травмированием людей.
  • Нельзя прикасаться к тросу в процессе подъёма груза.

Лебёдка из дрели

Электропривод даже недорогих дрелей имеет подходящий крутящий момент, однако его обороты слишком высокие. Поэтому, чтобы сделать лебёдку, нужно использовать регулятор мощности. Лебёдка из дрели не подходит для длительной эксплуатации из-за перегрева.

Конструкция соответствует устройству простой ручной лебёдки. Но, в данном случае для приведения барабана в движение применяется дрель. К барабану крепится вал, фиксирующийся в патроне дрели.

Эксплуатировать агрегат можно только в домашних условиях, поскольку дрели подключаются к бытовой электросети. Существуют и модели на АКБ, но их мощности не хватит для перемещения тяжёлых грузов.

Индекс грузоподъемности и класс автомобиля

Данный показатель означает максимальный уровень усилия, которое лебедка может сгенерировать для перемещения автомобиля в горизонтальной плоскости. Индекс грузоподъемности обязательно должен превышать массу авто в 2–2,5 раза. При этом в расчет нужно брать не только вес машины по техпаспорту, но и общую величину в снаряженном состоянии, то есть с запаской, порогами, кенгурятником и прочими навесными приспособлениями, а также с пассажирами и грузом.

Чтобы определить, какую лебедку выбрать для той или иной модели машины, нужно в первую очередь обратить внимание на класс транспортного средства. Тяговое усилие в маркировке лебедочного оборудования обозначают специальным индексом, который исчисляется в фунтах, например 6000 lb или 9000 lb. Внедорожные авто по весу делятся на такие классы:

Внедорожные авто по весу делятся на такие классы:

  • Легкий.В эту категорию входит отечественная «Нива», Daihatsu, отдельные модели Isuzu и Sportage. Им не нужны сверхмощные тяговые устройства. Вполне достаточно будет оборудования с индексом около 6000–8000.
  • Средний.К данной категории относятся УАЗ, Pajero, Trooper, Wrangler, Discovery и аналогичные модели. В зависимости от условий эксплуатации для таких машин лучше приобрести установку с индексом 8000–9500.
  • Тяжелый.Эта категория включает Land Cruiser, Patrol, Defender 110 и прочие подобные авто. Минимальное тяговое усилие лебедки для таких машин составляет 9000–9500. Если транспорт используется в экстремальном бездорожье, индекс должен превышать 12 000.

Назначение и принцип действия лебедки

Лебедку применяют во многих отраслях человеческой деятельности.

Это специальный механизм, предназначенный для поднятия груза по вертикали или его передвижения по горизонтали за счет передачи усилия от привода барабана до гибкого тягового элемента, например, троса или цепи.

В зависимости от вида лебедки, с ее помощью можно выполнять следующие задачи:

  • Перемещать автомобиль. Тут механизм чаще всего используется, чтобы подтянуть транспортное средство к какому-либо статическому объекту, в случаях, когда машина не способна самостоятельно передвигаться, например, «села» в песок. При помощи лебедки машина может подтягиваться сама, либо подтягивать другие ТС. Вообще лебедка, установленная на любом транспорте, особенно предназначенном для езды по пересеченной местности, включая снегоход и квадроцикл, используется для высвобождения застрявшей техники.
  • Подъем груза – самый очевидный способ использования механизма. Так лебедки представляют собой основу подъемных систем различных кранов, включая автомобильные и башенные. Также специальные ручные лебедки автолюбители и мастера покупают в гараж, как альтернативу тали. Кстати говоря, сами тали, равно как и кран-балки, которые встречаются почти в каждой крупной мастерской, также построены на основе лебедочного механизма.
  • На воде лебедки используются в составе якорного, швартовного устройства как небольшой лодки, так и огромных судов.

Следует сразу отметить, что несмотря на схожий принцип работы, каждый вид лебедок предназначен для выполнения вполне конкретной, ограниченной работы.

Самый же простой вариант исполнения устанавливается на колодце, для спуска и подъема ведра с водой.

Что такое ручная лебедка?

Данное приспособление предназначено для перемещения грузов с помощью мускульной силы. По причине отсутствия электродвигателя или бензинового привода этот механизм является компактным, мобильным, имеет недорогую стоимость. Ручная лебедка для подъема и спкска груза способна забросить в нужную точку строительного объекта рубероид или цемент, вытащить двигатель из капота или застрявший автомобиль из болота.

Способы установки ручной лебедки:

  • на балласт;
  • на якорь;
  • на фундаментные болты;
  • на раму.

Устройство ручной лебедки

В зависимости от назначения и нагрузки различают настенный или напольный вариант механизма. Для крепления к поверхности ручная лебедка для подъема оснащается пазами или проушинами (для присоединения цепи). На барабан может наматываться цепь, ремень или трос требуемой длины, который стопорится с помощью храповика в нужный момент. Перечислим основные узлы лебедки с ручным приводом:

  • рама;
  • барабан;
  • понижающий редуктор (зубчатые передачи, червячная, рычажная);
  • тормозное устройство;
  • рычаг;
  • собачка;
  • шкив;
  • трос.

Принцип работы ручной лебедки

Точками опоры в данном механизме являются место крепления и корпус. Независимо от типа тягового механизма ручная механическая лебедка действует по принципу увеличения приложенной человеческой силы за счет приложенного плеча. Теряя в расстоянии и скорости, мы получаем существенный прирост тягового усилия. Когда подача троса прекращается, зубья шестерни упираются в подпружиненный стопор для предотвращения его разматывания.

Особенности применения

Лебедка является узкоспециализированным, но при этом универсальным видом тягового механизма, который получил широкое распространение не только для использования в качестве автолебедки. Их применяют в следующих сферах:

Список не ограничивается этими тремя позициями, хороший агрегат всегда найдет применение. Именно поэтому многими изготавливается самодельная лебедка на Ниву или другой отечественный внедорожник своими руками. В любом случае она должна быть надежной, выносливой и прочной, поэтому к ее изготовлению следует подойти с ответственностью. По своей сути, она будет полезным апгрейдом вашего авто, который всегда найдет свое применение. Например, можно вытащить из грязи собственную машину, подцепившись к толстому дереву, или выручить своего друга.

Привод

Механизм ручной лебедки чаще всего оснащается зубчатым или червячным привод.

Основным элементом зубчатого привода является зубчатое колесо. Зубья цепляют находящиеся рядом шестерни, которые имеют соответствующие выемки и механизм вращается. Взаимно простое число зубьев на сопряженных элементов позволяет равномерно распределить нагрузку и уменьшить их истирание.

В червячном приводе вместо зубьев используется винт с резьбой, называемый червяком. Он также взаимодействует с зубчатым колесом. Такая конструкция обеспечивает более плавную работу механизма и эффективное увеличение крутящего момента. Но и трение в ней выше, а следовательно – быстрее происходит износ основных элементов.

Виды ручных лебедок

По сути, деление моделей на самодельные и заводские, импортные и отечественные – это классификации лебедок. Разделить их можно и по типу крепления.

Есть аппараты, фиксирующиеся на стенах, на земле и комбинированные. Но, основная классификация связана со строением, типом механизма лебедок:

№1 Рычажный механизм может работать без фиксации. Соответственно, не нужно искать основание, способное, как и лебедка, выдержать солидную нагрузку.

Плюсом, свободное крепление позволяет применять аппарат и по горизонтали, и по вертикали. Главный в конструкции рычаг. Он, запускает храповый механизм, вращающий вал лишь в одну сторону.

Минус конструкции – малая намотка троса на барабан. Более 6-ти метров в моделях класса не встретить. Зато, лебедка ручная рычажная – рекордсмен грузоподъемности. Именно среди аппаратов с рычагами встречаются тягающие по 10 тонн.

Такие лебедки солидны в размерах, применяются в промышленности, на стройках. Большинство же рычажных образцов миниатюрны, закупаются для бытовых нужд.

Подвидом рычажной лебедки считается монтажно-тяговая. В ней отсутствует барабан. Это делает модели компактными и снимает ограничение по длине каната. Встречаются предложения с 20-25-метровыми тросами.

Зажимаются они кулачками на корпусе. Расположены зажимы друг напротив друга, обеспечивая равномерную нагрузку на трос. Тот, в итоге, дольше служит. К тому же, есть функция блокировки кулачков рычагом.

Последний защищен срезным штифтом. Устройство совершеннее прочих рычажных лебедок, набирает популярность.

№2 Барабанный механизм работает только от опоры. Рассчитан на горизонтальное передвижение грузов. Если переместить их нужно под углом в 45 градусов, лебедка ручная барабанная крепится на высоте 15 сантиметров от земли.

Это минимум. Если передвигать груз предстоит под большим углом, аппарат поднимают на 65 сантиметров. Кроме опоры, работают рукоять, редуктор и барабан.

На последнем, как правило, десятки метров троса. Поэтому модели серии еще называют тросовыми. Вместо рычага движение задает вращающаяся рукоять.

Через редуктор она передает импульс на барабан, а тот задает тяговую силу. Если она чрезмерна, срабатывает стопор. Это обезопасит в моменты внезапного падения грузов. Они могут весить от 250-ти кило до 5 тонн.

Подклассификации лебедка ручная тросовая обязана разным типам привода. Наименее надежным считается :

-Червячный. В нем есть винтовая шестерня и основная. Последняя закреплена на барабане, вращается винтом. Механизм имеет автостоп и позволяет двигать груз в любом направлении, проще говоря, работает на реверсное движение. Радует и сила привода, компактность механизма. Но, плюсы перекрывает быстрый износ за счет активного трения в червячной паре. Снижая нагрузку, приходится постоянно смазывать ее. Без смазки червячные приводы часто клинет.

-Односкоростной шестеренчатый привод представляет большую шестеренку на барабане и рядом с ней малую передающую. Конструкцию еще именую зубчатой. Передаточное отношение высчитывается от количества зубцов на шестеренках. Ведущая из них монолитно скреплена с валом, а к нему фиксируется рукоять.

Если ее плечо длинное, для тяги нужно приложить минимальное усилие. Короткие рукояти заставляют попотеть. Зато, механизм надежен и долговечен, в горизонтали тягает по 2-3 тонны, а в вертикали несколько центнеров.

Описание и характеристики

Современная лебёдка является подъёмным устройством, которое позволяет перемещать грузы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Их используют для решения следующих задач:

  • при проведении строительно-монтажных работ;
  • в автомобильных мастерских;
  • для транспортировки груза на небольшие расстояния;
  • преодоления труднопроходимых участков дорог (автомобильные лебёдки).

Можно однозначно утверждать, что такое устройство — это небольшой кран. Его основными характеристиками являются:

  • грузоподъёмность;
  • длина каната;
  • собственный вес;
  • способ крепления;
  • область применения.

Чаще всего она используется как грузовой механизм в небольших помещениях. Её компактность, надёжность, долговечность позволяет решать широкий круг задач при строительстве, ремонте, погрузке различных агрегатов.

Строительные и промышленные лебедки

Лебедки имеют многоплановую классификацию. Техника различается по конструктивному исполнению (с одним, двумя и несколькими барабанами), по количеству задаваемых скоростей, по типу привода (ручной, гидравлический, электрический или привод от ДВС). Различают устройства также по виду связей между функциональными элементами:

  • жесткая;
  • фрикционная (между барабаном и приводом или между канатом и барабаном).

Область применения фрикционных лебедок — лифтовые системы в зданиях, тяговые устройства для перемещения судов при швартовке или железнодорожных вагонов. Лебедки с жесткой связью (барабанные и рычажные) используют в строительстве, во время монтажных и погрузочных работ.

Лебедка ручная для подъема и опускания грузов является наиболее простым и недорогим устройством, получившим распространение в строительстве и коммунальном хозяйстве. Главные преимущества приспособления — энергонезависимость, простая система управления, возможность проводить работы в условиях повышенной влажности и запыленности. Важными параметрами при выборе ручной лебедки являются длина троса (от 1 до 40 м) и тяговое усилие (от 0,03 до 3,2 тонн).

Многообразие конструкций лебедок обусловлено различием требований к функциональности подъемного устройства в разных сферах хозяйственной. Тем, кто планирует лебедку механическую ручную купить или модель с электрическим двигателем, необходимо руководствоваться экономической целесообразностью, параметрами безопасности, условиями эксплуатации

Точно так же выбирают другие подъемные устройства, принимая во внимание совокупность ключевых факторов (производительность, экономичность, возможность практического применения, стоимость и т.д.)

Помощь в покупке лебедок и талей

Специалисты нашей компании окажут профессиональную помощь при выборе подъемных устройств. Поможем купить таль цепную ручную с оптимальными рабочими параметрами, механическую лебедку для строительства или применения в коммунальной сфере. Учтем все приоритетные факторы выбора, рассчитаем экономическую выгоду, дадим полезные рекомендации.

В наличии ручные тали серии HSH со стопорным механизмом, рычажные и шестеренные модели от надежных производителей. Подробные перечень и описание продукции смотрите в каталоге сайта, а если возникнут вопросы — закажите обратный звонок, или свяжитесь с нашими специалистами по телефону 8. Вернуться в раздел Статьи

Чем отличается таль ручная шестеренная

Очень сложно решить человеку, никогда ранее не имевшему дела с подъемными механизмами, какого типа приспособление лучше всего выбрать из существующих. А вариантов действительно много, здесь и рычажные тали, и червячные, но наиболее интересна с точки зрения оперирования процессом подъема груза таль цепная ручная шестеренная, стационарная или передвижная. Дело в том, что подавляющее большинство тяговых устройств подразумевает непосредственное взаимодействие оператора с механизмом. Иными словами, нужно либо нажимать рычаг, либо крутить рукоятку. Совсем другое дело – рассматриваемый нами шестереночный тип. Такого рода таль может находиться на любой высоте, а движением крюка вверх и вниз оператор управляет на расстоянии, вращая специальный шкив или просто потянув за замкнутую тяговую цепь.

Все, что нужно для работы шестереночного подъемного механизма, – кольцо, за которое можно закрепить верхний, фиксирующий крюк. Кроме того, цеплять таль можно и к специальной каретке, движущейся на роликах по двутавровой балке (управление перемещением будет осуществляться также с помощью тяговой бесконечной цепи). Подъем груза по вертикали и передвижение его по горизонтали осуществляется с уровня оператора вверх до высоты 12 метров, в то время, как рычажные и червячные устройства вынуждают пользователя подниматься на ту или иную высоту

. Отдельную позицию в перечне тяговых механизмов занимают тельферы – разновидности талей с электрическим приводом и пультом управления. Однако, в виду того, что к ручным устройствам они не относятся, рассматривать мы их не будем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий