Простые способы поиска неисправности и ремонта электролобзиков своими руками

Частые неисправности

Знать стандартные неисправности лобзика необходимо профессионалу и домашнему мастеру. Благодаря умению верно определить проблему и за короткое время отремонтировать, можно сэкономить деньги. Знание причин, которые привели к поломке, позволит не допустить режимов работ, ведущих к преждевременному повреждению инструмента.

При отсутствии регулярного обслуживания быстро изнашиваются:

  • шестерни;
  • подшипники;
  • кулачковый блок.

Есть ряд поломок, которые возникают чаще всего.

Замена пилкодержателя

Пилкодержатель крепится к штоку при помощи одного или нескольких резьбовых соединений. Чтобы его было удобнее снимать, советуют демонтировать шток, от которого потом отсоединяют несправную деталь и ставят новую.

Замена штока на лобзике пошаговое описание

Для извлечения неисправного штока потребуется разборка лобзика. Снимают боковую или переднюю крышку, достают нерабочую деталь и ставят новую. Все манипуляции необходимо запомнить, чтобы не ошибиться при сборке. Установленный шток смазывают специальным составом. Это способствует продлению рабочего ресурса.

Замена щеток

Если слишком долго беспрерывно работать лобзиком, то быстро придут в негодность щетки. При износе щеток нарушается режим работы обмоток.

Из-за неплотного контакта:

  • возникает сильное искрение;
  • происходит нагревание;
  • чувствуется запах гари.

Как только появляются эти признаки, щетки вынимают, осматривают, если нужно меняют на новые.

Ремонт опорного ролика

Данная деталь электролобзика постепенно теряет круглую форму. Это происходит из-за того, что материал, из которого он изготовлен недостаточно твердый. Лучшим выходом станет замена на оригинальное изделие либо обращение за ремонтом в сервисный центр. Можно попытаться отремонтировать своими руками. Берут простой болт М5 с гайкой, который будет выполнять роль оси. На нем стачивают резьбу, гайка служит роликом. В ней по образующей прорезают паз по толщине пилки. Работы лучше всего выполнять на токарном станке.

Обслуживание пусковой кнопки

Если в результате нажатия кнопки Пуск нет никакой реакции, причину надо искать в неисправности провода или самой кнопки. Проверяют есть ли напряжение в розетке, в каком состоянии находится сетевой провод. Не рабочую кнопку можно отремонтировать. На ее контактах образуется нагар, который препятствует соединению. Его зачищают и кнопку собирают. Если причина в микросхеме регулятора оборотов, кнопку меняют.

Отремонтировать электролобзик можно самостоятельно

Замена быстросъемного крепления пильного полотна

Заменить его нужно при кривизне распиливания. Быстросъемное крепление рассчитано на режущий материал максимальной толщины. Полотна, которые имеют небольшую толщину, шатаются в креплении. Быстросъемное крепление меняют на простое с обычными болтами. Его делают из 2-х заготовок квадратного прута. В них просверливают отверстия и соединяют. Для соединения берут 2 болта М5 с гайками. Фиксировать пилку станет немного сложнее, однако электрический лобзик станет пилить ровно.

Диагностика электромотора

Перед тем, как разобрать электролобзик для проверки исправности двигателя, нужно подготовить тестер.

Мотор разбирают, осматривают на наличие:

  • скола;
  • закопченных или обожженных мест;
  • поврежденного провода.

На мультиметре устанавливают диапазон 200 Ом и измеряют сопротивление обмотки якоря. Проверку можно провести в режиме прозвонки. Обязательно проверяют качество изоляционной обмотки. Для этого одним щупом по очереди касаются пластин коллектора, вторым прикасаются к сердечнику. При обнаружении короткого замыкания обмотку меняют.

Затем исследуют состояние изоляции между пластинами коллектора. Щупами один за другим притрагиваются к расположенным рядом пластинам. Чтобы не запутаться, самую первую помечают маркером.

Существует вероятность замыкания между витками, однако определить его мультиметром невозможно. При подозрении на эту неисправность меняют ротор.

Чтобы проверить исправность статора одним щупом касаются стального корпуса, другим – выводов. Потом выполняют проверку сопротивления обмотки, на всех выводах по очереди измеряют сопротивление. О том, что в обмотке имеется дефект, свидетельствует существенная разница в показаниях. Тогда ее необходимо перематывать.

Обязательно проверяют в каком состоянии находятся стальные пластины сердечника, которые должны быть плотно уложены. При обнаружении расслаивания старый статор меняют.

Проблемы электродвигателей на всех моделях электрических лобзиков одинаковые, потому что их конструкции совершенно не различаются.

Устройство и принцип работы электролобзика


Рисунок 1 – Устройство электролобзика Электролобзик — это универсальный инструмент для резки разных, преимущественно листовых, материалов:

  • фанера;
  • МДФ, ДСП или ДВП;
  • гипсокартон;
  • пластик;
  • массив дерева (толщиной до 9 см, в зависимости от рабочей длины пилки).

Кроме этих материалов, электролобзик способен резать алюминиевые или стальные листы, надо только установить специальную пилку с мелким зубом. В отличие от дисковых пил, лобзик выполняет криволинейный рез, позволяя мастеру вырезать контуры различных геометрических фигур. Устройство несколько сложнее, чем у других электроинструментов, поскольку для работы необходимо преобразовать осевое вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение в направлении, перпендикулярном оси вращения ротора. Эту задачу решает специальный механизм, расположенный в передней части инструмента. Он обеспечивает движение штока вверх-вниз.

Для удобства и безопасности работы имеется опорная плита, скользящая по поверхности обрабатываемого материала. Пилка крепится к нижней части штока с помощью зажимного винта. Все элементы установлены в пластиковый корпус, верхняя часть которого является рукояткой с нажимной кнопкой и регулятором частоты вращения. Кроме основных функций имеется регулятор маятникового движения пилки, облегчающий резку плотных и твердых материалов. Опилки частично сдуваются с помощью крыльчатки, установленной на валу двигателя и выполняющей функции вентилятора.

Техническое обслуживание и профилактика лобзика

Как и всякое техническое устройство, электролобзик нуждается в профилактическом обслуживании. По истечении гарантийного срока нужно провести несколько несложных операций и срок годности инструмента снова продлится на год или два, в зависимости от интенсивности эксплуатации.

  1. Заменить графитовые щётки на коллекторе электродвигателя.
  2. Провести ревизию токопроводящих проводников, в том числе сетевого шнура. При обнаружении повреждений и износа — заменить.
  3. Очистить внутреннюю полость инструмента от пыли, мусора и стружки.
  4. Заменить смазку в механических узлах — подшипниках и редукторе.

Самостоятельной заточкой пилок сегодня редко кто занимается. Особенно, если полотно имеет трёхгранные зубья, имеющие повышенную проходимость и выброс стружки. В домашних условиях такой зуб заточить невозможно. Более того, такие попытки могут привести к тому, что лобзик начнёт бить, повысится уровень вибрации. Вслед за этим разобьётся гнездо пилкодержателя, что приведёт к появлению люфта ведущего штока. Затупившаяся пилка просто заменяется. Благо, цены на них доступные.

Как разобрать лобзик смотрите в приведённом ниже видео.

Видео: Разборка и смазка электролобзика

Если вы не чувствуете уверенности в своих силах, лучше прибегнуть к помощи специалистов.

Основные неисправности инструмента

Как определить, нуждается ли электролобзик в ремонте или профилактических мерах? Есть ряд признаков, на которые требуется обратить внимание:

  • корпус при работе слишком сильно начал греться;
  • при включении и дальнейшей эксплуатации слышны нехарактерные звуки;
  • коллекторные щетки искрят;
  • двигатель не подлежит регулировке, наблюдаются другие неполадки.

Замена направляющих втулок штока электролобзика.

Когда обнаружены перечисленные признаки, необходимо сразу выключить лобзик, после чего осмотреть его, определить неисправность. Все виды таких поломок можно условно разделить на 2 большие группы.

Поломки электрической части:

  1. Заводской дефект в виде пробоя ротора (ремонту не подлежит, необходимо обратиться в сервисный центр).
  2. Статор или ротор при работе сильно нагревается, наблюдается оплавление на изоляции. Причина – попадание пыли, загрязнение, неправильная нагрузка.
  3. Щетки изнашиваются (проводится замена).
  4. Если регулятор оборотов не работает, то необходима его замена. Лучше всего обратиться к мастеру.

Поломки механической части электролобзика:

Внутреннее устройство электролобзика.

  1. У шестерни обнаружен износ либо деформация зубьев. Отремонтировать электролобзик возможно, требуется полная замена шестерни, в будущем необходимо внимательно следить за нагрузками, правильным выбором полотна.
  2. Шток ломается, на нем есть изломы. Требуется отремонтировать лобзик, заменив шток, в дальнейшем правильно выбирать пилки в соответствии с типом материала. Например, для дерева либо металла брать только специально предназначенные устройства.
  3. Балансиры, которые направляют ролики, износились. Нужна замена балансиров, в дальнейшем нужно следить за нагрузками.
  4. Если подшипники износились, то проводится их замена. Лучше всего обратиться к мастеру.

Могут наблюдаться и другие разновидности поломок. Например, при сильном ударе корпус может расколоться. Нельзя ронять лобзик, в этом случае можно повредить и другие его части. Поломки мотора лучше всего не устранять своими руками, а сразу обратиться в сервисный центр. С заменой изношенных деталей можно справиться самостоятельно. Для этого предоставляется производителем инструкция, следуя ей, легко можно справиться с работой самостоятельно.

Поломка опорного ролика и узла фиксации: профилактика, ремонт

Основные характеристики бытовых электролобзиков.

Как выполнить ремонт при обнаруженных неполадках? Опорный ролик может сломаться, если нагрузка на него дается слишком большая, т.е. технология резки нарушена. Пилка крепится именно на этот ролик, если он сломан, но пилкой невозможно будет пользоваться. Чтобы поломка не произошла:

  1. Пользоваться только качественными ножовочными полотнами.
  2. Нельзя использовать затупленные пилки.
  3. Ножовочные полотна должны подбираться только в полном соответствии с назначением. Например, для металла применяется только то полотно, которое предназначено именно для этого материала.

Если ролик не заменить при его поломке, то оборудование при работе может заклинить. Ремонт начнется не с замены ролика, а с его распила другим инструментом и последующей его заменой. Сам ремонт не слишком сложный. Опорный ролик со следами повреждения надо снять, после чего заменить его на новый, соответствующий используемой модели лобзика.

Узел фиксации рабочего полотна обычно ломается, когда на него попадает пыль в большом количестве. Во время работы пыль не редкость, поэтому для профилактики регулярно требуется очищать поверхность крепежа. Со временем ситуация станет хуже, оборудование может полностью выйти из строя. Ремонт обычно заключается в том, что фиксатор полностью заменяется.

Он заключается в выполнении ряда действий:

  1. Узел требуется постоянно очищать, после чего проводить его смазку.
  2. Во время работы надо использовать пылесборник, который предотвратит попадание большого количества пыли на инструмент.

Замена пилкодержателя

Производить замену некоторых видов креплений, гораздо проще чем найти данные детали. Чтобы произвести подобную операцию с колодочными и винтовыми зажимами, не требуется даже раскручивать корпус инструмента. Пилкодержатели такого типа крепятся к концу штока при помощи одного или двух винтов, что позволяет достаточно удобно их поменять. В случае с некоторыми винтовыми креплениями, замена потребует снятия штока для более удобной и надежной фиксации держателя.

В нижеприведенном видео про ремонт электролобзика своими руками, наглядно демонстрируется процесс замены колодочного типа крепления.

Если простыми пилкодержателями дела обстоят относительно просто, то замена быстрозажимного может вызвать некоторые затруднения, особенно у неопытного мастера. Начнем с того, что подобные типы крепления, по расположению рычагов, делятся на радиальные, боковые и фронтальные. Первый вид самый распространенный и запчасти для его ремонта можно найти, но последние 2 являются уникальными, заказать которые можно напрямую у производителя. В случае с радиальным типом крепления, можно приобрести рем комплект и попробовать перебрать его своими силами, но лучше всего будет купить его в собранном виде, вместе со штоком.

Диагностика электромотора


Рисунок 4 – Диагностика электролобзика Для выявления неисправностей электродвигателя необходимо произвести ряд диагностических мероприятий.

Для этого придется разобрать двигатель и приготовить мультиметр.

Затем надо выполнить следующие действия:

  • осмотрите двигатель, может оторван провод, есть скол, обожженные или закопченные участки;
  • измерьте сопротивление обмотки якоря: на тестере устанавливают диапазон 200 Ом (или в режиме прозвонки);
  • проверьте качество изоляции, поочередно прикасаясь одним щупом к пластинам коллектора, а другим — к сердечнику. Если обнаружится КЗ, придется менять обмотку;
  • проверьте качество изоляции между пластинами коллектора, поочередно прикасаясь щупами к соседним пластинам. Первую отмечают маркером, чтобы не сбиться. Если наблюдается разница сопротивлений более 120 %, придется менять якорь;
  • возможно возникновение межвиткового замыкания, но его мультиметром не определить. Если появляется подозрение на межвитковое замыкание, следует просто заменить ротор.

Для проверки статора выполняют следующие действия:

  • проверьте пробой обмотки на корпус: прикоснитесь одним щупом к выводам, а другим — к стальному корпусу;
  • проверьте сопротивления обмотки. Поочередно измерьте сопротивление на всех выводах. Если обнаруживается заметная разница в показаниях, значит, обмотка дефектная и подлежит перемотке;
  • проверьте состояния стальных пластин сердечника. Они должны быть уложены плотно, если обнаруживается расслоение, статор подлежит замене.

Диагностика электромотора

Рисунок 4 – Диагностика электролобзика

Для выявления неисправностей электродвигателя необходимо произвести ряд диагностических мероприятий.

Для этого придется разобрать двигатель и приготовить мультиметр.

Затем надо выполнить следующие действия:

  • осмотрите двигатель, может оторван провод, есть скол, обожженные или закопченные участки;
  • измерьте сопротивление обмотки якоря: на тестере устанавливают диапазон 200 Ом (или в режиме прозвонки);
  • проверьте качество изоляции, поочередно прикасаясь одним щупом к пластинам коллектора, а другим — к сердечнику. Если обнаружится КЗ, придется менять обмотку;
  • проверьте качество изоляции между пластинами коллектора, поочередно прикасаясь щупами к соседним пластинам. Первую отмечают маркером, чтобы не сбиться. Если наблюдается разница сопротивлений более 120 %, придется менять якорь;
  • возможно возникновение межвиткового замыкания, но его мультиметром не определить. Если появляется подозрение на межвитковое замыкание, следует просто заменить ротор.

Для проверки статора выполняют следующие действия:

  • проверьте пробой обмотки на корпус: прикоснитесь одним щупом к выводам, а другим — к стальному корпусу;
  • проверьте сопротивления обмотки. Поочередно измерьте сопротивление на всех выводах. Если обнаруживается заметная разница в показаниях, значит, обмотка дефектная и подлежит перемотке;
  • проверьте состояния стальных пластин сердечника. Они должны быть уложены плотно, если обнаруживается расслоение, статор подлежит замене.

Выбор профессионального или бытового прибора

Основное отличие профессиональных электролобзиков от бытовых — это высокая износоустойчивость и более интенсивная работа. Их можно эксплуатировать по 10 часов, меняя насадки и обрабатывая разный материал. При этом качество результата не снижается. Если только мастер не устанет и не начнёт делать ошибки. При использовании бытового инструмента необходимо через каждую треть часа делать перерыв не менее 10 минут. И работать не более 3–4 часов в день. Как правило, для бытового пользования электролобзиком этого хватает.

При выборе более мощного инструмента учтите, то с увеличением этой характеристики растёт и вес. Самый подходящий вариант для быта — это лобзики с мощностью от 500 до 650 Вт. Они позволяют достигать толщину пропила в древесине до 70 мм и в металле до 5 мм. Если вам нужны показатели в 160 мм по дереву и 35 мм по металлу, то берите более мощный электролобзик.

Пример самостоятельного ремонта электролобзика

В ремонтируемом электролобзике Hammer LZ650L при внешнем осмотре было обнаружено, что один из выводов сетевого шнура в месте фиксации в кнопке включения подгорел. Изоляция обуглилась, и от провода осталось только несколько жилок.

Клемма, к которой был подключен провод, сместилась в сторону. Стало очевидно, что из-за плохого контакта произошел сильный нагрев места соединения. Пришлось разбирать выключатель, для чего понадобилось отжать несколько защелок.

Предположение подтвердилось, при нажатой клавише включателя контакты одной из подвижных планок не соприкасались с клеммой. Пластмасса корпуса расплавилась и не давала перемещаться подвижному контакту. Одна из клемм тоже переместилась.

При серьезной поломке кнопки включения электролобзика ее заменяют новой. Но в каждой модели электролобзика устанавливается кнопка индивидуальной конструкции, и приобрести ее не просто. Приходится заказывать онлайн и ждать доставку. При этом стоят они дорого. Поэтому решил попробовать отремонтировать эту кнопку Пуск.

Сначала были из выключателя извлечены подвижные планки. Тут надо работать аккуратно, чтобы не потерять пружины. По этой причине некоторые электрические изделия приходиться при разборке размещать в прозрачном полиэтиленовом пакете.

Как оказалось, некоторые контакты были сильно обгоревшими. У подгоревших контактов сопротивление увеличивается и при прохождении тока выделяется тепло. Окисел с контактов был удален с помощью мелкой наждачной бумаги. Подойдет и любой напильник с мелкой насечкой.

Далее были извлечены все клеммы, в том числе и которая из-за нагрева изменила свое положение в корпусе кнопки. Для ее извлечения пришлось клемму разогреть паяльником и вытащить с помощью шила. Окисел с поверхностей клемм был удален наждачной бумагой.

Для того чтобы вернуть сместившуюся в корпусе кнопки клемму на место, в нее был завинчен длинный винт и она разогрета паяльником. Далее за винт с помощью плоскогубцев клемма была втянута в корпус, и путем оплавления пластмассы установлена на требуемое место. Пластмасса, которая образовалась при плавлении и мешала перемещаться планке с контактами, была срезана ножом.

После сборки кнопки она заработала не хуже новой. Осталось только закрыть ее крышкой и установить в электролобзик. На фото показана кнопка в нажатом состоянии клавиши включения.

Как видно по схеме кнопка разрывает, или соединяет две пары проводов. В случае, если одна из пар поломалась безнадежно, то для нормальной работы лобзика можно один из проводов пропустить мимо выключателя. Размыкания одного провода будет вполне достаточно для управления работой электролобзика.

После сборки и проверки лобзика в работе были получены отличные результаты. Затратив всего час времени удалось отремонтировать электролобзик своими руками без затрат на запчасти.

Как продлить срок службы лезвия?

Основной способ продления срока службы полотна — использование его строго по назначению и в штатном режиме. Назначение пилки отмечено соответствующей надписью на боковой поверхности. Не рекомендуется пилить слишком толстые материалы. Особенно это касается сырой древесины, которая заклинивает и перегревает полотно, отчего оно быстро тупится. Некоторые пользователи, стремясь оптимизировать работу, соединяют в пачку по нескольку листов ДСП и пилят их за один раз. Это также является чрезмерной нагрузкой для полотна, способствующей перегреву и выходу из строя.

Важно правильно использовать маятниковый механизм. Если процесс пиления идет слишком туго и медленно, надо посмотреть, в каком положении маятник штока

Всего там обычно три положения, минимум обеспечивает чистый рез, а максимум — наибольшую эффективность. Если маятник включен при резке мягких или непрочных материалов, линия реза будет неаккуратной, лохматой. В то же время, при пилении жесткой и плотной древесины или толстого ДСП, маятник поможет сохранить заточку зубьев и ограничит излишний нагрев инструмента.

Электролобзик — лишь приводной механизм, заставляющий перемещаться в заданном режиме режущий инструмент. Основная нагрузка и рабочий процесс обеспечивается полотном, которое нуждается в создании оптимальных условий работы. Если пользователь не применяет пилку для работы с неподходящими материалами или не перегружает ее, пытаясь резать слишком толстые заготовки, срок службы инструмента будет длительным, а качество работы — соответствующим техническим параметрам.

Устройство и принцип работы электрического лобзика

Чтобы научиться определять и устранять неисправности механизма, необходимо сначала понять, как он устроен. Многочисленные компоненты конструкции электролобзика, с первого взгляда могут показаться довольно сложными для понимания. На самом же деле, принцип работы данного устройства весьма прост, особенно для тех, кто хоть немного смыслит в технике. Далее мы расскажем, как работает электрический лобзик, обрисовав основные моменты наиболее популярным языком, понятным даже неискушенному в электрике читателю. В основе механизма любого электрического лобзика, лежит электродвигатель, редуктор и шток. Это главные элементы, заставляющие пилку совершать необходимые движения. Зачастую к двигателю подключается охлаждающий вентилятор и механизм маятникого хода. Функцию подачи энергии и в некоторых моделях регулирования скорости, выполняет специальная пусковая кнопка с электросхемой. Все вышеперечисленные элементы, компактно и надежно размещаются в пластиковом корпусе, взаимодействуя между собой.


Для получения высокочастотных возвратно-поступательных движений пильного полотна, подаваемая в электроинструмет энергия, проходит в его корпусе значительные трансформации. Минуя пусковую кнопку, электричество переходит на графитовые щетки двигателя, заставляя ротор вращаться вокруг своей оси. Крутящий момент передается на специальный механизм “редуктор”, который преобразует движение из вращательного в возвратно-поступательное, направляя его на шток. Финальным узлом является крепежный элемент, который надежно соединяет шток с пильным полотном, образуя прочную подвижную конструкцию.

Электролобзик Диолд: бюджетный вариант для домашнего хозяйства

Другим, не менее востребованным производителем отечественного электроинструмента, является смоленская компания Диолд. Электролобзики отличает низкая цена и довольно приличное качество. Для домашних работ это вполне подходящий бюджетный вариант.

Ремонт опорного ролика

В нем тоже есть моменты, которым стоит уделить внимание. Первое – это опорный ролик. Со временем, а это примерно год, он начинает терять круглую форму

Причина – материал ролика или технология его изготовления. Он обладает недостаточной твердостью

Со временем, а это примерно год, он начинает терять круглую форму. Причина – материал ролика или технология его изготовления. Он обладает недостаточной твердостью.

Его ремонт заключается в замене. Все же лучше не изобретать велосипед, а приобрести оригинальный ролик от производителя или отнести инструмент в сервисный центр, особенно если он на гарантии.

Если такой вариант не подходит или невыполним, то можно реанимировать лобзик при помощи подручных средств. Для этого понадобится обычный болт М5 с гайкой. В данном случае болт будет служить осью, поэтому на нем нужно сточить резьбу, а гайка роликом, в ней по образующей необходимо прорезать паз по толщине пильного полотна.

Идеально это делать на токарном станке, но можно использовать и инструмент, который есть под рукой, например, дрель и диск угловой шлифмашинки. Диск нужно зажать в тиски, болт с гайкой – в дрель и нарезать паз. Вариант ремонта не идеальный, но имеет право на жизнь, так как проверен на практике.

Обслуживание пусковой кнопки

Еще один нюанс в использовании электролобзика Диолд – попадание древесной пыли в кнопку пуска. Происходит это по причине отсутствия герметичности, и пыль, попадая внутрь кнопки, препятствует прохождению тока. Решением проблемы будет периодическая, не реже одного раза в год, чистка контактов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий